Внесение поправок в Жилищный кодекс РФ от 17 июня 2011 года собственникам помещений прибавило не только законных прав, но и обязанностей. Одно из нововведений касается создания совета многоквартирного дома (статья 161.1 ЖК РФ). По сути, совет МКД - школа по формированию профессионального собственника: реального и полноправного заказчиками жилищных услуг, грамотного управленца общим имуществом дома.
Редакция журнала «Домашняя экономика» представляет Дьяченко Галину Владимировну, председателя совета многоквартирного дома в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода.
С этим неравнодушным и активным человеком довелось познакомиться совсем недавно - в мае, в Международный день активных людей. Встреча активистов проходила в Доме культуры Московского района. Одна из трёх секций была посвящена вопросам ЖКХ. Галина Владимировна буквально покорила слушателей своими знаниями, успехами и желанием поделиться опытом.
Многоквартирная 14-этажная «свечка» №28А, где гостья рубрики возглавляет совет дома, находится на проспекте Молодёжном. Год постройки – 1985. В доме 52 квартиры, на первом этаже располагаются нежилые помещения. Капитальный ремонт дома не проводился.
- Галина Владимировна, расскажите о совете дома, который возглавляете вы сами. Что он собой представляет, как избирался, с чего началась работа?
- По закону, инициатором собрания, может быть любой собственник помещения в доме. Так как в нашем доме есть помещение, собственником которой является муниципалитет, то администрация и выступила в роли инициатора создания Совета многоквартирного дома (МКД).
Совет создали в январе 2012 года, в состав вошли 5 собственников жилья. Количество установили из расчета 1 человек от трех этажей, это наиболее активные и инициативные жители.
Дом обслуживается крупной управляющей компанией ООО «Наш дом».
В настоящее время владельцы жилья и УК перезаключают договор на обслуживание и предоставление жилищно-коммунальных услуг. С этого соглашения о взаимодействии Совета МКД с УК и должна начинаться работа всех советов МКД.
- Почему начать необходимо именно с договора?
- Договор управления – основной документ, регламентирующий отношения собственников и управляющей компании. В этом году с учетом новых поправок в Жилищном кодексе РФ на базе типового договора Министерства экономического развития возникла необходимость перезаключить договор. При этом очень важно внимательно изучить все условия нового соглашения. Надо понимать, что управляющая компания – это коммерческая структура, целью которой является получение прибыли, поэтому она будет предлагать наиболее выгодные для себя условия. Задача совета – в результате переговоров и согласований принять документ, реально помогающий в работе и отражающий интересы обеих сторон.
- С какими трудностями приходится сталкиваться в процессе организации работы?
- Сейчас перед советом стоит такая задача: постепенно, пункт за пунктом отслеживать выполнение договора. Это, по сути, и есть «народный контроль», о котором очень много говорят. Мало отметить нарушение, необходимо знать, что с этим дальше делать. И здесь важно понимание конечного результата: исправление нарушения, улучшение состояния дома, налаживание деловых отношений с управляющей организацией.
Важным направлением в работе является закрепление придомовых территорий, которые входят в состав общего имущества, а соответственно должны содержаться за счет собственников помещений в доме. Решением общего собрания принимается решение по использованию придомовой территории для создания комфортных условий проживания нашего соседского сообщества.
-Расскажите, пожалуйста, об успехах в работе вашего совета МКД.
- Интересы жителей многоквартирного дома в УК Автозаводского района я представляю с 2012 года.
Совет МКД составил план работы на год по благоустройству придомовой территории, содержанию и текущему ремонту дома. Теперь именно от решения собственников зависит, какие работы будет выполнять УК. Мы можем не только отклонить неприемлемое для нас предложение, но и предложить свое, а это, несомненно, успех, выход на новый уровень. Поэтому я, как официальный представитель дома, веду с УК диалог на равных.
Мы изучили состояние дома. Инициативная группа обошла все квартиры и составила акт обследования МКД. В результате было установлено: разрушались конструкции верхних этажей, на проезжую часть падали кирпичи с крыши, в плохом состоянии была ливневая стоковая канализация. Канализационные стоки находятся внутри помещения, около квартир. Произошло пролитие, возникала пожароопасная ситуация.
В подъезде отсутствовало естественное освещение, были старые почтовые ящики, разбиты двери запасного выхода и др.
УК приняла к сведению составленную нами претензию. Совместно с советом МКД разработали комплексный план работ по устранению проблем.
На сегодняшний день ряд работ уже выполнены, определены подрядчики на другие работы. Дополнительно в холлах установили системы отопления, заменили почтовые ящики.
Качество и сроки выполнения работ отслеживаются советом.
Кроме того, решили проблему мусорных контейнеров, которые располагались непосредственно у подъезда в нарушение всех санитарных норм, а теперь находятся там, где и положено - в мусоропроводных камерах.
- Галина Владимировна, как Вы решили взяться за такое хлопотное и ответственное дело, как председательство?
- По образованию я – экономист. В прошлом довелось работать в системе ЖКХ, есть опыт работы на руководящей должности. Поэтому знаю, что самая большая трудность - наладить общение между людьми.
Кажется, живешь, бок о бок, душа в душу, но когда решаешь вопросы использования общего имущества, общего проживания, возникает проблема: никто ничего не хочет. Жители пассивны, проявляют безразличие, ссылаются на свою занятость.
Успех работы совета МКД зависит от человеческого фактора. Разумеется, в этом есть свои плюсы и минусы. Именно здесь и проявляется главная задача председателя МКД: наладить диалог между жителями.
В любой работе важна поддержка. Например, привезли землю на участок, необходимо разбросать. Помогает инициативная группа, «подтягиваются» соседи. Только на личном примере возможно призвать жителей к работе.
К субботникам молодое поколение относится равнодушно, не понимают, что являются хозяевами не только своих квартир, но и единственными полноправными хозяевами многоквартирного дома в целом.
Я уверена, что постоянная кропотливая работа в этом направлении обязательно даст результат. Активность соседей можно и нужно «созидать»! Каждый житель должен понять, что состояние нашего дома зависит только от нас самих.
- Проводите общие собрания?
Проводим в холле дома и общие, и по этажам. Обязательно документально оформляем все решения, соблюдаем процедуру, потому что знаем: это самое уязвимое место в оспаривании решения собрания.
Вот из ближайших тем - вопрос о заваривании мусоропроводов, которые пришли в негодность из-за неправильной эксплуатации, восстановление очень затратно.
-Галина Владимировна, как Вам кажется, почему еще не во всех домах созданы советы? Виной всему отсутствие информации или отсутствие желания у наших горожан?
-Я уверена, что основная причина - в отсутствии у собственников жилых помещений желания стать хозяином МКД, организовать контроль работы УК. Как я уже говорила, большинству жителей – не до проблем ЖКХ, пока их лично не коснулось, отсюда и пассивность, а кто-то не верит в действенный механизм контроля с «народной» стороны.
Стать хозяином в доме нелегко, это тяжелый каждодневный труд, большая ответственность, но ведь другого выхода просто нет.
Есть еще причина отсутствия или «формальности» советов - собственники жилых помещений не знают, с чего начать наведение порядка в доме, как избрать совет МКД, организовать его работу. Поэтому необходимо обращаться к успешному опыту в других домах города.
А ещё, всё-таки, нужно следить за нормативной базой, знать основные положения жилищного законодательства. Хорошо, если в доме есть такой специалист.
Помощь в создании совета МКД могут оказать советы территориальных общественных самоуправлений. Мы вплотную сотрудничаем с ТОС № 1, где председатель – Пудова Елена Васильевна.
-В чем, на ваш взгляд, преимущества МКД, где созданы советы, перед «неорганизованными» домами?
- Совет помогает «соседское возмущение» объединять и использовать в мирных целях, на благо дома. Недовольство условиями содержания своего дома трансформируется из сферы жалоб, сплетен и пересудов в конкретные действия: выявляем, фиксируем, обращаемся, добиваемся результата, налаживаем сотрудничество. Такая форма взаимодействия - нормальные деловые отношения между собственниками жилья и организацией, которая управляет домом. А статус председателя совета придает уверенности и решительности в вопросах взаимодействия с управляющей компанией.
- Галина Владимировна, от кого хотели бы получить поддержку в работе советов МКД?
- Конечно, от администрации района. Необходимо встречаться с председателями советов МКД, проводить разъяснительную работу, знакомить с изменениями законодательства, консультировать по вопросам ЖКХ.
Татьяна Павлова,
корреспондент журнала «Домашняя экономика»