(НИА "Нижний Новгород" - Ирина Швецова) Глава города Олег Сорокин рассказал НИА "Нижний Новгород" о парке Кулибина, дорогах и ветхом фонде.
- Вопрос по сокращению территории парка Кулибина для расширения проезжей части улицы Горького вызвал много споров. Каково ваше мнение: насколько оправдано это решение?
- Я бы начал с главного. Оно, как вы правильно заметили, состоит в том, что вопрос вызвал много дискуссий. И на сегодняшний день, обратите внимание, власть не прячет от нижегородцев те вопросы, которые мы собираемся ставить в повестку дня. Вопрос только в том, что зачастую обсуждение никому не нужно, оно не интересно. И происходит, на мой взгляд, очень серьезная подмена понятий. Обратите внимание, что на сегодняшний день ни одна стройка, которая вызывает со стороны горожан неоднозначную реакцию – и отрицательную, и положительную – она не началась и не начинается без детальной проработки проекта. То же самое касается и парка Кулибина.
Я вернусь немного назад в прошлое: парк Пушкина, строительство оперного театра. Как только мы внесли этот вопрос в повестку дня, сразу же услышали различные мнения, в том числе и диаметрально противоположные. Но, как правило, у нас всегда хотят слушать только тех, кто против. А тех, кто за, мы слушать не научились. Хотя это такие же жители Нижнего Новгорода. На сегодняшний день, мы, встречаясь с нижегородцами, со специалистами, пытаемся понять: а насколько эта стройка действительно отвечает интересам жителей города. А может у нас действительно есть еще в городе территория, на которой мы могли бы разместить оперный театр. Мы, например, могли бы его разместить на Стрелке, но на Стрелке мы строим стадион. Хочу заметить, что противники строительства оперного театра в парке Пушкина ни одной альтернативной территории не предложили. Значит, это противники оперного театра как такового. Он им не нужен вообще.
- Было предложение разместить театр в ДК им. Ленина.
- Для этого нужно съездить туда и посмотреть, можно ли из ДК Ленина сделать оперный театр. У нас, кстати, нынешнее здание оперного театра тоже сделано из ДК и на сегодняшний день это главная причина того, что он технически не приспособлен для крупных постановок. Мы когда последний раз с Валерием Павлиновичем были на премьере постановки "Лебединое озеро", не один десяток нижегородцев к нам подошел и задал вопрос: когда в городе появится новый оперный театр? Стыдно, что в нашем городе за последние 13 лет ни одного театра построено не было. Последним мэром в Нижнем Новгороде, который построил театр, был Юрий Исаакович Лебедев. Вадим Евгеньевич даже попытки не предпринимал к строительству подобных объектов, даже мысли такой не возникало. А нас сегодня только за одну мысль критикуют. Что мы вот такие плохие – решили построить в городе оперный театр, в который не стыдно было бы пригласить именитых звезд.
- Возвращаясь к парку Кулибина и дорогам: вам не кажется, что в итоге пробка с улицы Горького переместится на площадь Свободы?
- Мы не можем планировать городское движение на один сантиметр вперед. Мы смотрим транспортную схему верхней части города в комплексе. И этот комплекс включает и реконструкцию площади Лядова, у которой тоже были противники. Но сегодня они почему-то успокоились. И когда строили метромост, вырубили очень много деревьев. Но что же нам не нужно было метро стоить?
Нижний Новгород последние сто с лишним лет был крупным промышленным центром. Это его судьба, это его роль в истории России. И нельзя на сегодняшний день быть крупным промышленным центром с полностью парализованным движением. Движение – это жизнь, и для большого города этот лозунг очень актуален. Город не сможет развиваться, если он будет стоять в пробках.
Где-то я слышу здоровые аргументы, а где-то – просто крики. Я хочу вернуть этих людей на 20 с лишним лет назад, когда в 1991 году были деньги и желание строить метро в Нижнем Новгороде, 500 человек сели на площади Горького и сказали: нам не нужно метро. Тогда проект не был реализован, а сегодня нижегородским метрополитеном пользуются 150 тысяч человек каждый день. И если бы 20 лет назад у власти хватило мужества строить метро, у нас сегодня станции были бы и в Кузнечихе, и в Верхних Печерах, и на площади Свободы.
Сегодня кто-то говорит, что власть не слышит людей. Власть людей слышит, только я, когда я слушаю этих людей, слышу и 500 человек, которые умеют громко кричать, и одновременно я слышу 150 тысяч человек, которые каждый день садятся в метро в Нижнем Новгороде. И когда нам звонят жители Кузнечихи и говорят: мы до метро едем дольше, чем на метро на другой конец города, вы сделайте уже что-нибудь. И сегодня мы говорим о том, что расширение улицы Горького, реконструкция площади Лядова и завершение подходов к метромосту, в комплексе, дали очень неплохой положительный результат. И это видят все жители верхней части города.
Сейчас мы откроем улицу Белинского, сделаем бессветофорное движение на некоторых участках, и все будет хорошо. Но нам еще, чтобы нормализовать это движение, необходимо будет делать одностороннее движение по ряду центральных улиц, включая Варварскую. Не только расширение улицы Горького, а, еще раз повторю, целый комплекс мер, позволит нормализовать движение в верхней части города.
И это касается только в верхней части. В заречной части города, например, будет построен дублер проспекта Ленина.
- Вероятно, споров там будет еще больше, так как там расположен частный сектор?
- Частный сектор с удовольствием оттуда уедет. Они все просят: расселите нас, пожалуйста.
Давайте спросим жителей проспекта Ленина, которые любуются вечными пробками, или людей, которые в этих пробках стоят, нужна нам скоростная магистраль, которая позволит ехать от центра города до аэропорта по прямой дороге? И, я уверен, что опять найдется 500 или даже тысяча, или даже пять тысяч человек, которые скажут, что им это не нравится. Но в нашем городе живет 1 млн 250 тысяч человек, и я, как глава города, должен слышать всех, а принимать решение в интересах большинства.
- К вопросу о парке Кулибина и тех, кому это не нравится. Депутат Гордумы Михаил Барковский намерен инициировать вашу отставку…
- Депутат Михаил Барковский не голосовал за меня, когда меня выбирали главой города. Надо сказать, что за всю трехлетнюю историю, пока руковожу городом, я еще ни одной его инициативы, доведенной до конца, не видел. Пока "заслуга" Барковского в том, что на фоне храма в Сормове появилась гостиница, несмотря на то, что громко протестовал по этому поводу. Я не собираюсь никого перекрикивать, у меня работа другая: мне нужно слушать и принимать решение. А крикуны вроде Барковского… пусть кричат. Только эти крики разве улучшают жизнь горожан? Оттого, что кто-то громко кричит, появляются детские сады? Строятся ФОКи? Что такого позитивного, что заставляет их кричать все громче и громче?
Тема участия горожан в принятии важных для города решений очень важна. Каждый должен понимать, что он имеет слово и имеет голос в решении городских проблем и задач. И если жители города-милионника ставят перед нами задачу, чтобы стало меньше пробок, чтобы общественный транспорт работал лучше, мы для этого делаем свои предложения. И предложения, не только связанные с расширением улицы Горького, хотя, надо отметить, что в определенной части мы ее уже расширили, а там тоже росли симпатичные елочки около здания ГУ МВД. Жители, которые живут на этой части улицы Горького, очень терпеливо ждали окончания строительства метро, хотя это доставило массу неудобств всем. Но я ни одной жалобы не получил.
Что касается парка Кулибина, то он своей привлекательности для отдыха не утратит, потому что он потеряет своей площади один процент. Я считаю, что это немного.
Если город не будет развиваться, то в нем перестанут строиться новые заводы, перестанут создаваться новые рабочие места, а это путь к деградации. Очень легко потерять позиции, и очень тяжело их будет потом вернуть.
- Депутат Александр Бочкарев инициирует проведение референдума по поводу сокращения парка Кулибина. Как вы на это смотрите?
- Дело в том, что на реализацию этой идеи будет потрачено немало денег. Ведь ответственность политика в том, что если ты граждан призываешь к чему-то, нужно хорошо видеть так называемую дорожную карту для достижения этой цели. Поэтому когда Бочкарев говорит: "давайте сделаем референдум", - давайте. Выкинем на это стоимость половины детского сада. Но чтобы результаты референдума были признаны законными, в них должны принять участие 50% жителей Нижнего Новгорода. Вы это как представляете? У нас ни на одних выборах не было такой явки. А людей, которые считают эту проблему проблемой, не так уж и много. Я могу с уверенностью сказать, что основная часть горожан, с которыми мы сейчас общаемся, поддерживают наши действия в решении транспортных проблем города, даже если эти решения требуют определенных жертв. Поймите, что мы хотим сделать так, чтобы в городе стало жить лучше.
Сегодня самое важное, на мой взгляд, донести до граждан мысль, что крикуны не должны определять развитие города. Если власть не права, мы это чувствуем не хуже всех остальных. Но когда я вижу, что эти мероприятия проходят с определенной долей подготовки, с политическими спонсорами, то видна, с одной стороны, их неискренность. Но с другой стороны я вижу, что жители города требуют решить транспортные проблемы. Да, наверное, жалко 70 лип, но мы в каком городе хотим жить? В современном, где есть скоростные магистрали, современный аэропорт, новые линии метро? Ведь это не означает, что парков в городе не будет, они будут обязательно.
- Еще один важный вопрос – расселение ветхого фонда. На региональном уровне подписана программа до 2015 года. В Нижнем Новгороде она появилась раньше. Как вы оцениваете, успеете завершать ее к 2015 году?
- Здесь нужно разделить ветхое жилье на две части. Это аварийное жилье, признанное таковым до 2012 года, и весь ветхий фонд Нижнего Новгорода. Конечно, весь ветхий фонд до 2015 года расселить не удастся. Но нужно поставить на эту проблему на рельсы решения, когда люди будут видеть, что лед тронулся. Сегодня мы очень много сделали для решения этой проблемы. У нас сейчас есть дома в стадии строительства, есть дома в стадии сдачи – в сентябре будем принимать первых новоселов. У нас находятся дома в стадии проектирования и выделения земельных участков. Мы полностью все составные части этой программы решили. Расселение ветхого фонда – дорогая программа. Но мы не боимся ее дороговизны, ее сложности, а постепенно и серьезно решаем.
- Жители ветхого фонда часто спрашивают, когда и куда их расселят? Что им на это ответить?
- Тут проблема состоит не только в том, когда кого расселят, но еще и в том, что зачастую, живя в одном доме, одни жители согласны на те условия, которые предоставляет городская власть. А другие не согласны, они начинают, скажем так, лукавить с муниципалитетом – прописывать близких и дальних родственников, а иногда и вовсе малознакомых людей и при этом ждать, что за городской бюджет будут решены все их жилищные проблемы. Таким "ожидальщикам" сразу могу сказать, что эти проблемы мы решать не будем, и они сами себе затягивают сроки того счастливого новоселья.
- При расселении аварийного фонда новое жилье дается той же площади, что и старое?
- Практически. Расселение аварийного фонда и улучшение жилищных условий – это разные вещи. По закону мы должны расселить жителей в хорошее жилье. Отмечу, что для расселения аварийного фонда мы строим новое жилье, в хороших районах, в хороших домах. Мы им предоставляем качественное новое жилье.
- Можно ли жителям сейчас узнать хотя бы примерные даты, когда их расселят?
- Пока конкретных дат нет. В верхней части города мы практически закончили работу по подготовке земельных участков. Мы хорошо понимаем, куда жители верхней части города поедут из своего ветхого жилья. И поедут они, в основном, на Анкудиновское шоссе. Также часть переедет на ул. Родионова, в Кузнечиху, но большинство – на Анкудиновку. Там будет построен большой красивый микрорайон, со школами, поликлиниками, детскими садами и ФОКом.
- Такой же проект есть и на Автозаводе?
- Такой же проект планируется на Автозаводе. Еще три дома мы начали строить на Московском шоссе. Это тоже очень хорошее место, по сути дела центр Канавинского района. Еще часть домов мы будем строить на Бурнаковке. Работа ведется, и работа эта очень масштабная. Думаю, жители должны видеть, что мы делаем все, что в наших силах.
- Жители каких районов переедут в те дома, которые уже готовятся к сдаче?
- Из Нижегородского и Советского районов.
- А в дома на ул. Маршала Казакова в Канавинском районе?
- Сейчас там пока только готовится перечень. Кроме того жилья, которое ранее было признано аварийным, очень много жилья, которое на данный момент эту процедуру проходит. Мы сейчас помогаем гражданам признать их жилье аварийным, чтобы у них появилась возможность переехать в новые квартиры.
- Стоимость областной программы по расселению ветхого фонда оценивается в 10,7 млрд рублей. Известно, сколько из них достанется Нижнему Новгороду?
- Не скажу пока. В нашем проекте волнового переселения несколько источников финансирования, в том числе, и из областного бюджета софинансирование есть тоже. Пока есть понимание финансирования в части расселения домов, которые были признаны аварийными до 2012 года, но это не весь ветхий фонд Нижнего Новгорода.
- Наверное, до 2015 года только эти дома и будут расселены?
- Нет, мы расселим гораздо больше. Это абсолютно точно. Ведь там нет очередности, есть обязанность администрации расселить эти дома. Очередность есть только на улучшение жилищных условий, а здесь город должен решить эту проблему в независимости оттого, когда дома были признаны аварийными.
Copyright © 2006 - 2013 НИА "Нижний Новгород". При перепечатке ссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна