17 ноября 2022 года на заседании постоянной комиссии по социальной политике депутаты городской Думы обсудили условия для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных и общеобразовательных учреждениях Нижнего Новгорода.
Как доложил членам комиссии директор департамента образования Владимир Радченко, всего в детских садах города функционирует 2882 группы различной направленности, из них 177 групп компенсирующей направленности, 53 – комбинирующей и еще 17 детских коллективов оздоровительной направленности.
В дошкольных учреждениях Нижнего Новгорода создана специальная коррекционно-развивающая среда для детей с ОВЗ, обеспечивающая необходимые условия и возможности для получения образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и создания условий по уходу и присмотру за детьми.
38 групп в детсадах города в сентябре 2022 года были перепрофилированы для реализации адаптированных программ. Кроме этого, было открыто 9 групп для детей с аутическим спектром и одна группа для детей с аллергическими заболеваниями.
В 2022/2023 учебном году в городских школах обучаются 1392 ребенка с особенностями здоровья, в том числе 366 детей-инвалидов. В 30 нижегородских школах открыты и функционируют отдельные классы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Между тем, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях города продолжается работа по созданию безбарьерной среды, которая способствует интеграции детей-инвалидов. В настоящее время такая среда создана в 97 школах и детсадах города.
В этом месяце администрацией города сформирована заявка на участие 8 объектов образования (двух школ и шести детсадов Нижнего Новгорода) в программе «Доступная среда» в 2023 году. Это позволит оснастить образовательные организации необходимым специальным учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием.
Председатель профильной комиссии Инна Ванькина подняла вопрос укомплектованности профессиональными кадрами (логопедами, педагогами-психологами и дефектологами) образовательных учреждениях Нижнего Новгорода, где оказывается специальная коррекционная помощь детям.
Владимир Радченко отметил, что специализированные городские ресурсные центры компенсируют дефицит узких специалистов, который имеется в некоторых дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
«Вопросу социализации детей с ограниченными возможностями здоровья уделяется большое внимание – и со стороны департамента образования, и со стороны депутатов городской Думы. Количество групп или классов для коррекционной помощи детям увеличивается, исходя из потребностей и обращений родителей. Работа в этом направлении будет продолжаться, ведь создание доступной среды для детей с особенностями здоровья – важное требование к образовательным учреждениям Нижнего Новгорода», – подчеркнула Инна Ванькина.
Еще одним вопросом, который рассмотрели депутаты комиссии, стала организация обслуживания населения в библиотеках Нижнего Новгорода. Всего в библиотечную сеть города входит 89 учреждений, из них 32 – детские. Во всех библиотеках города ведется автоматизированное обслуживание читателей через базу данных.
Для популяризации чтения городские библиотеки налаживают сотрудничество с торгово-развлекательными центрами в части проведения совместных мероприятий и конкурсов и открытия внестационарного пункта библиотечного обслуживания.