Выступление председателя комиссии по бюджетной, финансовой и налоговой политике М.С. Фельдмана на публичных слушаниях по проекту бюджета Нижнего Новгорода на 2014 год:
- Уважаемые коллеги! Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в процессе работы с бюджетом сотрудники администрации и депутаты городской Думы, прежде всего - профильной комиссии, неоднократно отрабатывали самые трудные вопросы. Бюджет сложный, реалистичный и, безусловно, социально ориентированный. Мы понимаем кассовые разрывы и необходимые потребности, мы умеем их оцифровывать, но жить надо по средствам.
Я обращаю ваше внимание на основные блоки и цифры, как проблемные, так и, на наш взгляд, «точки роста», разрабатывая которые, мы можем прожить 2014 год не просто нормально, но даже чуть лучше, чем в 2013 году.
Итак, мы планируем в 2014 году доходы в сумме более 21, 3 млрд. рублей. Как справедливо отметили глава города и руководитель профильного департамента, на самом деле, этот бюджет даже в сравнении с исходным бюджетом прошлого года выше примерно на 25 процентов.
Расходы планируются в размере 22,7 млрд. рублей, дефицит составит 1,4 млрд. рублей. Именно эти исходные позиции в процессе исполнения бюджета подвергаются коррекции, именно о них ломаются копья в желании направить деньги туда, где они важнее и нужнее всего.
Собственные доходы бюджета составят 13,9 млрд. рублей, из них налоговые поступления – 10,4 млрд. рублей, неналоговые – 3,5 млрд. рублей. Безвозмездные поступления запланированы в размере 7,45 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в доходной части бюджета, как обычно, составляют налоговые доходы – 48,5 процента, безвозмездные поступления планируются в объеме 35 процентов, неналоговые доходы – 16,2 процента, 0,3 процента – доходы муниципального дорожного фонда.
В структуре прогноза поступлений налоговых доходов объемы налога на доходы физических лиц составляет 70 процентов – 7,2 млрд. рублей, земельного налога – порядка 16,6 процента или 1,7 млрд. рублей, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – почти 10 процентов или более 1 млрд. рублей.
Основной объем неналоговых поступлений обеспечивают доходы от аренды земли и продажи права аренды земельных участков – 34 процента или 1,2 млрд. рублей, от продажи материальных и нематериальных активов – 22,8 процента или 790 млн. рублей, от сдачи в аренду муниципального имущества – 18,4 процента или 636 млн. рублей.
Работа администрации и депутатского корпуса будет акцентирована на трех основных блоках – «точках роста» бюджета, которые в текущем году позволили существенно поднять изначально планируемые цифры и, на наш взгляд, в 2014 году позволят обеспечить более серьезные поступления в городскую казну.
Во-первых, это существенное повышение эффективности использования городских активов. Мы столкнулись с тем, что при сдаче муниципальных помещений в аренду возникает необходимость взыскать неплатежи и устранить недостатки ценовой политики. Предыдущая трехлетняя совместная работа депутатского корпуса и администрации позволила изменить правила, по которым мы жили до 2010 года. Сейчас обеспечение платежей в полной мере, взимание штрафов и пени становятся для нас существенным фактором, позволяющим пополнить казну.
По поручению главы города, мы с конца 2010 года впервые начали заниматься очень сложным вопросом, который пусть не сегодня, и даже не завтра, но в перспективе станет одним из самых серьезных источников доходов городской казны. Я имею в виду работу по оформлению городской земли.
Подавляющее число предприятий, которые имеют в пользовании землю, к сожалению, сегодня не имеют оформленных обязательств перед городом, а значит, не платят деньги в бюджет. Это затратная, очень трудная, требующая юридической базы работа, но она уже происходит, мы уже продвинулись на этом пути и имеем абсолютно положительную динамику на будущее. И неважно, даже если мы не получим максимальных результатов в 2014-2015 годах, но в дальнейшем городу будут системно обеспечены поступления надолго, а может быть, и навсегда.
Безусловно, очень значимой «точкой роста» является работа с вышестоящим бюджетом – с Законодательным Собранием и Правительством Нижегородской области. Перед областью стоят большие социально-экономические задачи, но хочу обратить внимание, что 40 процентов населения живет в столице Нижегородской области – в Нижнем Новгороде, и более 60 процентов поступлений в бюджет области формирует город. Мы говорим об инвестиционной привлекательности, но, на мой взгляд, вкладываться нужно в человека, поэтому нам необходимо продолжать конструктивный диалог с областным Правительством.
Теперь относительно расходной части бюджета: в проекте она составляет 22,7 млрд. рублей. Наибольшую долю в расходах составляют 4 отрасли: без малого 13 млрд. рублей – на образование; 4,8 млрд. рублей – на национальную экономику; 1,6 млрд. рублей – общегосударственные вопросы и на жилищно-коммунальную сферу – почти 1,2 млрд. рублей.
Считаю своим долгом отметить, и ровно такое же замечание высказали коллеги-депутаты, что в нашем бюджете всего лишь 5 процентов составляет удельный вес расходов, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством. Каждый по себе, своим соседям и родственникам знает масштаб проблем в этой отрасли.
Подчеркиваю, что проект бюджета выполнен грамотно, рационально, со знанием дела, и все-таки императивы, на которые мы сегодня обязаны обращать внимание в развитии, требуют, чтобы дефицитные цифры произносились вслух. В частности, связанные с охраной окружающей среды затраты, которые мы закладываем в бюджет, составляют всего 0,5 процента. Мы много говорим об экологической обстановке, о проблемах, которые оказывают влияние на здоровье людей и состояние окружающего мира. Между тем, все, что мы можем себе позволить – это полпроцента городского бюджета. На культурную сферу планируется 3,6 процента городского бюджета. И наконец, у нас огромные планы, связанные с развитием физкультуры и спорта, а в бюджете города - 0,3 процента на эту отрасль. Это очень печальные цифры.
Я бы хотел обратить внимание на важный аспект, который является одним из основных в наших заботах: размер дефицита составит 1,4 млрд. рублей. Этот дефицит планируется перекрывать заемными средствами. С одной стороны, как депутат я готов отметить качественную профессиональную работу, которую ведет городской департамент финансов, и экономически очень целесообразную систему заимствований – берем, только когда надо, и всегда вовремя отдаем.
С другой стороны, мы берем на себя очень жесткие обязательства, поэтому члены профильной комиссии настаивают на формате займов не под социальные задачи, а только на конкретные кассовые разрывы, когда жить без этого невозможно.
Политика грамотная, подход – целесообразный, но все-таки берешь чужое, отдаешь свое. Это существенная тема, которую депутаты держат в поле зрения постоянно. От имени профильной комиссии мы предлагаем принять проект бюджета на 2014 год, поскольку это бюджет реалий. Я надеюсь, что диалог с губернатором и Правительством Нижегородской области еще до принятия бюджета в какой-то мере улучшит его финансовые возможности.