Председатель постоянной комиссии городской Думы по бюджетной, финансовой и налоговой политике Марк Фельдман выступил 1 декабря 2023 года на публичных слушаниях по проекту бюджета Нижнего Новгорода на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов. По его словам, при формировании бюджета на будущий год применялся комплексный подход к модернизации городского хозяйства:
"Доходы бюджета города на 2024 год планируются в сумме 54 млрд руб. и по сравнению с 2023 годом увеличатся на 5,4 млрд руб. При этом очень важно, что собственные доходы составят 26,6 млрд руб., что примерно на 2 млрд руб. больше первоначальных показателей текущего года. Основным драйвером собственных доходов является НДФЛ. Рост поступлений от него спрогнозирован в размере 13% и адекватен экономической ситуации: инфляционные процессы, дефицит на рынке труда, безусловно, подталкивают работодателей практически всех отраслей экономики к индексации оплаты труда сотрудников.
Хочу отметить, что при расчете собственных доходов департамент финансов придерживался консервативного сценария. Общий рост собственных доходов города спрогнозирован в пределах прошлого года – порядка 8%. Такой подход позволяет сопроводить все потребности города и сформировать запас, который карман не тянет, и самое главное – выполнить все социальные обязательства.
Предварительный объем межбюджетных трансфертов в будущем году составит 27,4 млрд руб. Это выше уровня первоначального бюджета 2023 года на 1,8 млрд руб. Это сумма не конечна, особенно с учетом статистики прошлых лет. Мы, безусловно, ожидаем, что объем средств, который поступает в город из вышестоящих бюджетов, как обычно, значительно подрастет.
Расходы бюджета предусмотрены в объеме 56,4 млрд руб., что на 5,5 млрд руб. больше показателя года текущего. При этом расходы за счет собственных средств вырастут на 3,8 млрд руб. Примерно 61% – это социальные расходы. Мы поддерживаем исполнение тех социальных задач, чего и ждут от нас жители города. В представленном расчете большую роль играют субвенции в объеме 19,5 млрд руб. на осуществление переданных полномочий – в части организации образовательного процесса.
Показательна структура расходов города за счет собственных средств: они распределились практически в равных долях между социальной сферой и другими отраслями хозяйства. Что очень важно, на 30% растут инвестиционные расходы города. Это и есть формирование комфортной городской среды. Это не только благоустройство парков и скверов, это вложения в социальную инфраструктуру, что в свою очередь формирует благоприятный инвестиционный климат.
Бюджет 2024 года, на мой взгляд, – это инструмент долгосрочной политики, которую проводит администрация города совместно с депутатским корпусом. И направлена эта политика на гармоничное развитие города. В предыдущий период 2021-2023 годов было значительно увеличено финансирование практически всех сфер жизни города: это касалось и благоустройства, и транспорта, и социальной сферы во всех ее появлениях. Для этого активно задействовались ресурсы федерального и областного бюджетов. Учитывая эти возможности, в целом применяется тактика комплексного подхода к модернизации городского хозяйства.
В представленном проекте бюджета расходы сбалансированы, сохраняют, а во многих отраслях и превосходят, объемы вложений прошлых лет. Стабильность и многовекторность расходной части максимально отражают экономическую и финансовую устойчивость города.
К сожалению, бюджет будет по-прежнему спрогнозирован дефицитным. При этом администрация города профессионально работает со всеми инструментами покрытия дефицита.
На заседании профильной постоянной комиссии мы подробно разобрали предлагаемую модель бюджета и рекомендовали городской Думе принять его. Бюджет подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, он максимально сбалансирован и соответствует всем основным потребностям города. Многократные консультации депутатов с администрацией города, когда мы высказывали прежде всего пожелания нижегородцев, были в высокой степени отражены в проекте".