Бюджет 2013 года был одобрен на публичных слушаниях, прошедших 04 декабря 2012 года, и принят депутатами городской Думы 12 декабря 2012 года со следующими параметрами: доходы – 17,1 млрд. руб., расходы – 17,7 млрд. руб., дефицит – 0,6 млрд. руб.
В течение года в бюджет 11 раз вносились изменения. Каждое уточнение было направлено на решение важных социально-экономических задач города.
На конец года бюджет имел следующие уточненные параметры: доходы – 24,0 млрд. руб. (в т.ч. на 2,6 млрд. руб. – увеличение за счет собственных доходов, на 4,3 млрд. руб. – за счет межбюджетных трансфертов), расходы – 25,9 млрд. руб., дефицит – 1,9 млрд. руб.
Информация о ходе исполнения бюджета ежемесячно направлялась в городскую Думу и размещалась на официальном сайте администрации города.
Доходная часть бюджета города исполнена в сумме 23,0 млрд. руб. или 95,8% к уточненному плану и 134,6 % к исходному плану.
Для сравнения, в 2012 году исполнение по доходам составило 21,9 млрд. руб. или 98,9 % к уточненному плану и на 149,9 % к исходному плану.
Налоговые доходы составили 8,9 млрд. руб. (38,5%), неналоговые – 5,0 млрд. (21,9%), безвозмездные поступления – 9,1 млрд. (39,6%).
По сравнению с 2012 годом снизилась доля безвозмездных поступлений и возросла доля неналоговых доходов.
По сравнению с 2012 годом наибольший рост налоговых доходов наблюдался по:
-налогу на доходы физических лиц на 13,7% (или на 748,0 млн. руб.);
- земельному налогу на 6 % (или на 80,0 млн. руб.).
Наибольший рост по неналоговым доходам наблюдался по:
- арендной плате за земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и поступления от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков на 53,1 % (или на 544,2 млн. руб.);
- прочим неналоговым доходам на 89,7% (или на 477,6 млн. руб.);
-прочим доходам от использования имущества и прав, находящихся в муниципальной собственности на 102,7 % (или на 445,3 млн. руб.).
Собственные доходы исполнены в сумме 13,9 млрд. руб. или 93,4% к уточненному плану.
По итогам исполнения, в структуре собственных доходов бюджета города основную долю поступлений по-прежнему составили налог на доходы физических лиц –44,9 % (в 2012 году – 45,7%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности –23,3% (2012 год – 18,5%), налоги на имущество – 11,3% (2012 год – 12,5%), налоги на совокупный доход – 6,6% (за 2012 год 7,9%).
• Свыше 100% от уточненного плана исполнены:
- налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 190,5 %;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба 149,7%;
- прочие доходы от компенсации затрат бюджетов городских округов 124,9%;
- платежи от муниципальных унитарных предприятий 110,8%;
- прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в муниципальной собственности 110,1%;
- прочие неналоговые доходы 106,4%;
- налог на имущество физических лиц 102,1%.
• Ниже 100% от уточненного плана исполнены:
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 97,1%;
- земельный налог 96,8%;
- налог на доходы физических лиц 96,6 %;
- доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, 95,2%;
- платежи при пользовании природными ресурсами 85,4 %;
- государственная пошлина 81,2%;
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов 54,3%.
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, исполнены в сумме 3,2 млрд. руб. или на 95,2 % к уточненному годовому плану.
Сумма межбюджетных трансфертов, полученных в 2013 году, составила 9,0 млрд. руб., что на 1,0 млрд. руб. меньше, чем в 2012.
Их структура представлена на слайде.
Первоначально, расходная часть бюджета планировались в сумме 17,7 млрд. руб. На конец года план был увеличен до 25,9 млрд. руб., а исполнение составило 24,4 млрд. руб. Процент исполнения от уточненного плана – 94,4%, от исходного плана – 137,9 %.
Общая сумма расходов в 2013 году на 1,4 млрд. руб. больше, чем в 2012. Процент исполнения снизился с 96,5% в 2012 до 94,4 % в 2013.
Функциональная структура расходов 2013 года, представленная на слайде, показывает, что их основная доля приходилась на следующие разделы:
· "Образование" –52,5% (в 2012 году - 42,1%);
· "Национальная экономика" –23,9% (в 2012 году – 35,8%);
· "Жилищно-коммунальное хозяйство" –9,1% в 2012 году - 10,9 %);
· «Социальная политика» - 2,6% (в 2012 году – 1,9 %).
Раздел
|
ВСЕГО
|
%
|
За счет собственных средств
|
%
|
Уточненный план
|
Исполнено
|
Уточненный план
|
Исполнено
|
0100
|
Общегосударственные вопросы
|
1 562 470,4
|
1 424 872,3
|
91,2
|
1 504 623,5
|
1 384 723,0
|
92,0
|
0300
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
|
60 554,7
|
59 738,9
|
98,7
|
57 158,3
|
56 508,3
|
98,9
|
0400
|
Национальная экономика
|
6 411 898,0
|
5 847 618,7
|
91,2
|
4 326 561,5
|
3 927 444,3
|
90,8
|
0500
|
Жилищно-коммунальное хозяйство
|
2 593 215,7
|
2 218 417,6
|
85,5
|
2 074 521,0
|
1 753 453,8
|
84,5
|
0600
|
Охрана окружающей среды
|
53 513,5
|
49 060,2
|
91,7
|
53 119,0
|
48 665,6
|
91,6
|
0700
|
Образование
|
13 102 717,3
|
12 801 408,1
|
97,7
|
6 884 371,2
|
6 586 850,1
|
95,7
|
0800
|
Культура и кинематография
|
554 935,8
|
543 376,9
|
99,7
|
452 881,0
|
441 670,9
|
97,5
|
0900
|
Здравоохранение
|
215 512,4
|
193 065,4
|
89,6
|
52 892,4
|
48 360,5
|
91,4
|
1000
|
Социальная политика
|
642 233,4
|
623 251,0
|
97,0
|
268 216,7
|
255 465,8
|
95,2
|
1100
|
Физическая культура и спорт
|
369 531,6
|
368 308,8
|
99,7
|
324 531,6
|
323 391,6
|
99,6
|
1200
|
Средства массовой информации
|
35 319,8
|
34 536,8
|
97,8
|
33 304,3
|
33 007,1
|
99,1
|
1300
|
Обслуживание государственного и муниципального долга
|
276 200,0
|
271 823,6
|
98,4
|
276 200,0
|
271 823,6
|
98,4
|
|
И Т О Г О:
|
25 878 102,6
|
24 435 478,3
|
94,4
|
16 308 380,6
|
15 131 364,6
|
92,8
|
Исполнение расходной части бюджета за счет собственных средств составило 15,1 млрд. руб., что на 2 млрд. руб. больше, чем в 2012 году.
Остановлюсь на особо значимых отраслях расходов более подробно.
На содержание транспорта и дорожного хозяйства города было направлено в 2013 году в сумме 5,3 млрд. руб. или 91,4 % к уточненному плану, из них за счет федерального и областного бюджета – 2,0 млрд. руб.
Расходы на покрытие убытков предприятий от перевозки пассажиров по регулируемым тарифам профинансированы в полном объеме в сумме 1,4 млрд. руб., что на 794,1 млн. руб. больше, чем в предыдущем году.
На капитальный ремонт и обновление основных средств предприятий городского электротранспорта были направлены средства в сумме 315,5 млн. руб.
На содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования и инженерных сооружений на них - 2,1 млрд. руб.
На строительство объектов транспортной инфраструктуры - 1,2 млрд. руб.
По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» исполнение составило 2,5 млрд. руб. или 96,9% к уточненному плану.
В 2013 году город продолжал участвовать в программе Фонда содействия реформированию ЖКХ. В рамках этой программы было профинансировано 162,1 млн. руб.
На городские мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов и обустройству придомовых территорий за счет собственных средств направлено 225,2 млн. руб.
В 2013 году проведен ремонт в 349 многоквартирных домах города.
В рамках областных мероприятий по ремонту дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов отремонтировано 93,2 тыс. кв. метров дворовых территорий на сумму 103,0 млн. руб.
На расселение жителей из аварийного и ветхого жилищного фонда из бюджетов всех уровней было направлено 637,3 млн. руб.
По подразделу "Благоустройство" исполнение составило 727,0 млн. руб. или 82,6 % к уточненному плану.
Профинансированы расходы:
на уличное освещение в сумме 312,9 млн. руб.;
на содержание объектов инженерной защиты города, пляжей, фонтанов и прочих объектов благоустройства в сумме -218,0 млн. руб.;
на озеленение в сумме -143,4 млн. руб.
В 2013 году Нижний Новгород стал одним из победителей смотра-конкурса на звание "Самый благоустроенный населенный пункт Нижегородской области" и получил в качестве премии 15,0 млн. руб., которые были потрачены на благоустройство города.
Социальная сфера
Приоритетными при исполнении бюджета оставались социальные обязательства города.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в 2013 году продолжилось последовательное повышение заработной платы бюджетникам.
На эти цели за счет городского бюджета направлено 1 666,0 млн. руб.
За счет областного бюджета- 615,8 млн. руб.
По разделу "Образование" исполнение составило 12,8 млрд. руб. или 97,7% к уточненному плану, в том числе 6,2 млрд. руб. – за счет межбюджетных трансфертов.
По сравнению с 2012 годом сумма расходов выросла на 3,1 млрд. руб., в том числе за счет собственных средств на 1,0 млрд. руб.
Расходы на содержание детских дошкольных учреждений города профинансированы за счет городских средств в сумме 3,7 млрд. руб., за счет межбюджетных трансфертов в сумме 0,9 млрд. руб.
В 2013 году на территории города действовало 334 муниципальных детских дошкольных учреждения на 57 740,0 мест и 6 негосударственных детских сада.
Негосударственные детские сады наряду с муниципальными, получали средства из бюджета города на выполнение функций по содержанию и воспитанию детей в сумме 4,6 млн. руб.
В 2013 году введены в эксплуатацию 4 детских сада на 780 мест.
На их строительство направлено 657,3 млн. руб., что в 3 раза больше, чем в 2012 году.
На переоборудование и капитальный ремонт действующих, оснащение вновь вводимых детских садов было направлено 135,9 млн. руб.
Расходы на содержание школ в 2013 году профинансированы в сумме 2,3 млрд. руб. за счет городских средств и в сумме 4,4 млрд. руб. за счет межбюджетных трансфертов.
За счет этих средств осуществлялось:
финансирование деятельности общеобразовательных учреждений,
проведение ремонтов,
переоснащение оборудованием,
внедрение инновационных образовательных программ;
организация питания детей и др.
В 2013 году на территории города действовало 186 муниципальных и 8 негосударственных школ, в которых обучалось 110 870 учащихся.
На осуществление общеобразовательной деятельности негосударственным общеобразовательным учреждениям выделялись субсидии из бюджета города на сумму 19,5 млн. руб.
На содержание учреждений культуры и проведение культурно-массовых мероприятий в городе в 2013 году направлено 543,4 млн. руб., что на 150,0 млн. руб. больше, чем в 2012.
На развитие физической культуры и спорта было выделено 368,3 млн. руб., в том числе на строительство 359,1 млн. руб.
По разделу "Социальная политика" исполнение за 2013 год составило 623,3 млн. руб. или 97,0 % к уточненному плану. Основные направления расходования средств:
- исполнение публичных нормативных обязательств (в сумме 262,6 млн. руб.);
- приобретение квартир для детей-сирот (в сумме 165,2 млн. руб.);
- предоставление социальных выплат и субсидий для приобретения жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в сумме 109,7 млн. руб.);
- содержание учреждений социального обслуживания населения (в сумме 61,8 млн. руб.);
- организация мероприятий в области социальной политики (в сумме 25,1 млн. руб.).
Городские программы
В течение 2013 года на территории города действовали восемь муниципальных программ. На реализацию мероприятий в рамках городских программ было выделено 636,3 млн. руб., что в 3,5 раза больше чем в 2012 году.
Подтверждение кредитного рейтинга города
18 октября 2013 года служба кредитных рейтингов компании Standard & Poor,s подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг Нижнего Новгорода «ВВ» и его рейтинг по национальной шкале «ruAA» с прогнозом изменения рейтингов - «Стабильный».
Исполнение долговых обязательств
Бюджет города Нижнего Новгорода в 2013 году исполнен с дефицитом в размере 1,5 млрд. руб. при плане в 1,9 млрд. руб.
Погашение дефицита бюджета в 2013 году осуществлялось, за счет банковских кредитов и остатков денежных средств на счете города, сложившихся на 01 января 2013 года.
Заимствования проходили на аукционной основе. Сумма экономии от снижения процентной ставки по результатам аукциона и от ее дальнейшего снижения в течение года составила 93,7 млн. руб.
Наличие в течение года временно свободных денежных средств (муниципальных бюджетных и автономных учреждений, межбюджетных трансфертов) на счетах города позволило в меньшем размере привлекать кредиты банков и создать экономию процентных платежей по обслуживанию муниципального долга (85,0 млн. руб.).
Соблюдение нормативов, установленных Бюджетным кодексом.
В процессе исполнения бюджета 2013 года были соблюдены все нормативы и ограничения, установленные бюджетным законодательством, в отношении дефицита бюджета, объема муниципального долга, расходов на обслуживание муниципального долга, объема заимствований.
Дефицит бюджета не превышал 10% доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и составил в отчетном году 9,93 %.
Объем муниципального долга не превышал 40% от объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и составил в отчетном году 37,3 %.
Расходы на обслуживание муниципального долга не превышали 15% от расходов бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и составили в отчетном году 1,4 %.
Объем заимствований не превышал сумму, направляемую на финансирование дефицита и (или) погашение долговых обязательств.
Структура муниципального долга по состоянию на 01 января 2014 года сложилась исключительно из кредитов кредитных организаций в сумме 5 170,0 млн. руб. при планируемом бюджетном нормативе по верхнему пределу долга 5 174,0 млн. руб.
Отчет об исполнении бюджета города за 2013 год прошел внешнюю проверку контрольно-счетной палаты городской Думы.
По итогам проверки администрацией города получено положительное заключение об исполнении бюджета за 2013 год, а городской Думе рекомендовано рассмотреть вопрос об утверждении отчета на очередном заседании городской Думы.