Городская Дума Нижнего Новгорода
Новости городской Думы

20.05.2014Доклад директора департамента финансов администрации города Нижнего Новгорода С.И.Утросиной на публичных слушаниях по обсуждению проекта решения городской Думы "Об исполнении бюджета города Нижнего Новгорода за 2013 год"

Доклад директора департамента финансов администрации города Нижнего Новгорода С.И.Утросиной на публичных слушаниях по об-суждению проекта решения городской Думы Об исполнении бюджета города  Нижнего  Новгорода за 2013 год

Бюджет 2013 года был одобрен на публичных слушаниях, прошедших 04 декабря 2012 года, и принят депутатами городской Думы 12 декабря 2012 года со следующими параметрами: доходы – 17,1 млрд. руб., расходы – 17,7 млрд. руб., дефицит – 0,6 млрд. руб.

 

В течение года в бюджет 11 раз вносились изменения. Каждое уточнение было направлено на решение важных социально-экономических задач города.  

На конец года бюджет имел следующие уточненные параметры: доходы – 24,0 млрд. руб. (в т.ч. на 2,6 млрд. руб. – увеличение за счет собственных доходов, на 4,3 млрд. руб. – за счет межбюджетных трансфертов), расходы – 25,9 млрд. руб., дефицит – 1,9 млрд. руб.

 

Информация о ходе исполнения бюджета ежемесячно направлялась в городскую Думу и размещалась на официальном сайте администрации города.

 

Доходная часть бюджета города исполнена в сумме 23,0 млрд. руб. или 95,8% к уточненному плану и 134,6 % к исходному плану.

Для сравнения, в 2012 году исполнение по доходам составило 21,9 млрд. руб. или 98,9 % к уточненному плану и на 149,9 % к исходному плану.

Налоговые доходы составили 8,9 млрд. руб. (38,5%), неналоговые – 5,0 млрд. (21,9%), безвозмездные поступления – 9,1 млрд. (39,6%).

 По сравнению с 2012 годом снизилась доля безвозмездных поступлений и возросла доля неналоговых  доходов.

По сравнению с 2012 годом наибольший рост налоговых доходов наблюдался по:

-налогу на доходы  физических лиц на 13,7% (или на 748,0 млн. руб.);

- земельному налогу на 6 % (или на 80,0 млн. руб.).

Наибольший рост по неналоговым доходам наблюдался по:

-  арендной плате за земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и поступления от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков на 53,1 % (или на 544,2 млн. руб.);

- прочим неналоговым доходам на 89,7% (или на 477,6 млн. руб.);

-прочим доходам от использования имущества и прав, находящихся в муниципальной собственности на 102,7 % (или на 445,3 млн. руб.).

Собственные доходы исполнены в сумме 13,9 млрд. руб. или 93,4% к уточненному плану.

 

 По итогам исполнения, в структуре собственных доходов бюджета города основную долю поступлений по-прежнему составили налог на доходы физических лиц –44,9 % (в 2012 году – 45,7%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности –23,3% (2012 год – 18,5%), налоги на имущество – 11,3% (2012 год – 12,5%), налоги на совокупный доход – 6,6% (за 2012 год 7,9%).

 

Свыше 100% от уточненного плана исполнены:

- налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 190,5 %;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба 149,7%;

- прочие доходы от компенсации затрат бюджетов городских округов 124,9%;

- платежи от муниципальных унитарных предприятий 110,8%;

- прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в муниципальной собственности 110,1%;

- прочие неналоговые доходы 106,4%;

- налог на имущество физических лиц 102,1%.

 

Ниже 100% от уточненного плана исполнены:

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 97,1%;

- земельный налог 96,8%;

- налог на доходы физических лиц 96,6 %;

- доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, 95,2%;

- платежи при пользовании природными ресурсами 85,4 %;

- государственная пошлина 81,2%;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов 54,3%.

 

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, исполнены в сумме 3,2 млрд. руб. или на 95,2 % к уточненному годовому плану.

 

Сумма межбюджетных трансфертов, полученных в 2013 году, составила 9,0 млрд. руб., что на 1,0 млрд. руб. меньше, чем в 2012.

 Их структура представлена на слайде.

 

Первоначально, расходная часть бюджета планировались в сумме 17,7 млрд. руб. На конец года план был увеличен до 25,9 млрд. руб., а исполнение составило 24,4 млрд. руб. Процент исполнения от уточненного плана – 94,4%, от исходного плана – 137,9 %.

Общая сумма расходов в 2013 году на 1,4 млрд. руб. больше, чем в 2012. Процент исполнения снизился с 96,5% в 2012 до 94,4 % в 2013.

Функциональная структура расходов 2013 года, представленная на слайде, показывает, что их основная доля приходилась на следующие разделы:

·       "Образование" –52,5% (в 2012 году - 42,1%);

·       "Национальная экономика" –23,9% (в 2012 году – 35,8%);

·       "Жилищно-коммунальное хозяйство" –9,1% в 2012 году - 10,9 %);

·       «Социальная политика» - 2,6% (в 2012 году – 1,9 %).

Раздел

ВСЕГО

%

За счет собственных средств

%

Уточненный план

Исполнено

Уточненный план

Исполнено

0100

Общегосударственные вопросы

1 562 470,4

1 424 872,3

91,2

1 504 623,5

1 384 723,0

92,0

0300

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

60 554,7

59 738,9

98,7

57 158,3

56 508,3

98,9

0400

Национальная экономика

6 411 898,0

5 847 618,7

91,2

4 326 561,5

3 927 444,3

90,8

0500

Жилищно-коммунальное хозяйство

2 593 215,7

2 218 417,6

85,5

2 074 521,0

1 753 453,8

84,5

0600

Охрана окружающей среды

53 513,5

49 060,2

91,7

53 119,0

48 665,6

91,6

0700

Образование

13 102 717,3

12 801 408,1

97,7

6 884 371,2

6 586 850,1

95,7

0800

Культура и кинематография

554 935,8

543 376,9

99,7

452 881,0

441 670,9

97,5

0900

Здравоохранение

215 512,4

193 065,4

89,6

52 892,4

48 360,5

91,4

1000

Социальная политика

642 233,4

623 251,0

97,0

268 216,7

255 465,8

95,2

1100

Физическая культура и спорт

369 531,6

368 308,8

99,7

324 531,6

323 391,6

99,6

1200

Средства массовой информации

35 319,8

34 536,8

97,8

33 304,3

33 007,1

99,1

1300

Обслуживание государственного и муниципального долга

276 200,0

271 823,6

98,4

276 200,0

271 823,6

98,4

 

И Т О Г О:

25 878 102,6

24 435 478,3

94,4

16 308 380,6

15 131 364,6

92,8

 

Исполнение расходной части бюджета за счет собственных средств составило 15,1 млрд. руб., что на 2 млрд. руб. больше, чем в 2012 году.

Остановлюсь на особо значимых отраслях расходов более подробно.

На содержание транспорта и дорожного хозяйства города было направлено в 2013 году в сумме 5,3 млрд. руб. или  91,4 % к уточненному плану, из них за счет федерального и областного бюджета – 2,0 млрд. руб.

Расходы на покрытие убытков предприятий от перевозки пассажиров по регулируемым тарифам профинансированы в полном объеме в сумме 1,4 млрд. руб., что на 794,1 млн. руб. больше, чем в предыдущем году.

На капитальный ремонт и обновление основных средств предприятий городского электротранспорта были направлены средства в сумме 315,5 млн. руб.

На содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования и инженерных сооружений на них - 2,1 млрд. руб.

На строительство объектов транспортной инфраструктуры - 1,2 млрд. руб.

По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» исполнение составило 2,5 млрд. руб. или  96,9% к уточненному плану.

В 2013 году город продолжал участвовать в программе Фонда содействия реформированию ЖКХ. В рамках этой программы было профинансировано 162,1 млн. руб.

На городские мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов и обустройству придомовых территорий за счет собственных средств направлено 225,2 млн. руб.

В 2013 году проведен ремонт в 349 многоквартирных домах города.

В рамках областных мероприятий по ремонту дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов отремонтировано 93,2 тыс. кв. метров дворовых территорий на сумму 103,0 млн. руб.

На расселение жителей из аварийного и ветхого жилищного фонда из бюджетов всех уровней было направлено 637,3 млн. руб.

По подразделу "Благоустройство" исполнение составило 727,0 млн. руб. или  82,6 % к уточненному плану.

Профинансированы расходы:

 на уличное освещение в сумме 312,9 млн. руб.;

на содержание объектов инженерной защиты города, пляжей, фонтанов и прочих объектов благоустройства в сумме -218,0 млн. руб.;

на озеленение в сумме -143,4 млн. руб.

В 2013 году Нижний Новгород стал одним из победителей смотра-конкурса на звание "Самый благоустроенный населенный пункт Нижегородской области" и получил в качестве премии 15,0 млн. руб., которые были потрачены на благоустройство города.

Социальная сфера

Приоритетными при исполнении бюджета оставались социальные обязательства города.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в 2013 году продолжилось последовательное повышение заработной платы бюджетникам.

На эти цели за счет городского бюджета направлено 1 666,0 млн. руб.

За счет областного бюджета- 615,8 млн. руб.

 

По разделу "Образование" исполнение составило 12,8 млрд. руб. или 97,7% к уточненному плану, в том числе 6,2 млрд. руб. – за счет межбюджетных трансфертов.

 По сравнению с 2012 годом сумма расходов выросла на 3,1 млрд. руб., в том числе за счет собственных средств на 1,0 млрд. руб.

Расходы на содержание детских дошкольных учреждений города профинансированы за счет городских средств в сумме 3,7 млрд. руб., за счет межбюджетных трансфертов в сумме 0,9 млрд. руб.

В 2013 году на территории города действовало 334 муниципальных детских дошкольных учреждения на 57 740,0 мест и 6 негосударственных детских сада.

Негосударственные детские сады наряду с муниципальными, получали средства из бюджета города на выполнение функций по содержанию и воспитанию детей в сумме 4,6 млн. руб.  

В 2013 году введены в эксплуатацию 4 детских сада на 780 мест.

На их строительство направлено 657,3 млн. руб., что в 3 раза больше, чем в 2012 году.

На переоборудование и капитальный ремонт действующих, оснащение вновь вводимых детских садов было направлено 135,9 млн. руб.

Расходы на содержание школ в 2013 году профинансированы в сумме 2,3 млрд. руб. за счет городских средств и в сумме 4,4 млрд. руб. за счет межбюджетных трансфертов.

 За счет этих средств осуществлялось:

финансирование деятельности общеобразовательных учреждений,

проведение ремонтов,

переоснащение оборудованием,

внедрение инновационных образовательных программ;

организация питания детей и др.

В 2013 году на территории города действовало 186 муниципальных и 8 негосударственных школ, в которых обучалось 110 870 учащихся.

На осуществление общеобразовательной деятельности негосударственным общеобразовательным учреждениям выделялись субсидии из бюджета города на сумму 19,5 млн. руб.

На содержание учреждений культуры и проведение культурно-массовых мероприятий в городе в 2013 году  направлено 543,4 млн. руб., что на 150,0 млн. руб. больше, чем в 2012.

На развитие физической культуры и спорта было выделено 368,3 млн. руб., в том числе на строительство 359,1 млн. руб.

По разделу "Социальная политика" исполнение за 2013 год составило 623,3 млн. руб. или 97,0 % к уточненному плану. Основные направления расходования средств:

- исполнение публичных нормативных обязательств (в сумме 262,6 млн. руб.);

- приобретение квартир для детей-сирот (в сумме 165,2 млн. руб.);

- предоставление социальных выплат и субсидий для приобретения жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в сумме 109,7 млн. руб.);

- содержание учреждений социального обслуживания населения (в сумме 61,8 млн. руб.);

- организация мероприятий в области социальной политики (в сумме 25,1 млн. руб.).

Городские программы

В течение 2013 года на территории города действовали восемь муниципальных программ. На реализацию мероприятий в рамках городских программ было выделено 636,3 млн. руб., что в 3,5 раза больше чем в 2012 году.

 

Подтверждение кредитного  рейтинга города

18 октября 2013 года служба кредитных рейтингов компании Standard & Poor,s подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг Нижнего Новгорода «ВВ» и его рейтинг по национальной шкале «ruAA» с прогнозом изменения рейтингов - «Стабильный».

Исполнение долговых обязательств

Бюджет города Нижнего Новгорода в 2013 году исполнен с дефицитом в размере 1,5 млрд. руб. при плане в 1,9 млрд. руб.

Погашение дефицита бюджета в 2013 году осуществлялось, за счет банковских кредитов и остатков денежных средств на счете города, сложившихся на 01 января 2013 года.

Заимствования проходили на аукционной основе. Сумма экономии от снижения процентной ставки по результатам аукциона и от ее дальнейшего снижения в течение года составила 93,7 млн. руб.

Наличие в течение года временно свободных денежных средств (муниципальных бюджетных и автономных учреждений, межбюджетных трансфертов) на счетах города позволило в меньшем размере привлекать кредиты банков и создать экономию процентных платежей по обслуживанию муниципального долга (85,0 млн. руб.).

Соблюдение нормативов, установленных Бюджетным кодексом.

В процессе исполнения бюджета 2013 года были соблюдены все нормативы и ограничения, установленные бюджетным законодательством, в отношении дефицита бюджета, объема муниципального долга, расходов на обслуживание муниципального долга, объема заимствований.

Дефицит бюджета не превышал 10% доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и составил в отчетном году 9,93 %.

Объем муниципального долга не превышал 40% от объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и составил в отчетном году 37,3 %.

Расходы на обслуживание муниципального долга не превышали 15% от  расходов бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и составили в отчетном году 1,4 %.

Объем заимствований не превышал сумму, направляемую на финансирование дефицита и (или) погашение долговых обязательств.

Структура муниципального долга по состоянию на 01 января 2014 года сложилась исключительно из кредитов кредитных организаций в сумме 5 170,0 млн. руб. при планируемом бюджетном нормативе по верхнему пределу долга 5 174,0 млн. руб.

Отчет об исполнении бюджета города за 2013 год прошел внешнюю проверку контрольно-счетной палаты городской Думы.

По итогам проверки администрацией города получено положительное заключение об исполнении бюджета за 2013 год, а  городской Думе рекомендовано рассмотреть  вопрос об утверждении отчета на очередном заседании городской Думы. 

Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц