Городская Дума Нижнего Новгорода
Новости городской Думы

17.09.2014Доклад начальника юридического управления городской Думы И.Л.Масловой на публичных слушаниях по проекту решения городской Думы города Нижнего Новгорода «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода»

Доклад начальника юридического управления городской Думы И.Л.Масловой на публичных слушаниях  по проекту решения городской Думы города Нижнего Новгорода «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода»

 

Сегодня, 17 сентября 2014 года, в зале заседаний городской Думы города Нижнего Новгорода проводятся публичные слушания по проекту решения городской Думы города Нижнего Новгорода «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода». Публичные слушания проводятся на основании постановления главы города Нижнего Новгорода от 21.08.2014 № 83-п «О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта решения городской Думы города Нижнего Новгорода «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода».

Большинство предусмотренных проектом изменений Устава города обусловлены изменением федерального законодательства.

 

1. Так, в частности, проектом предусмотрено уточнение формулировки вопроса местного значения, связанного с бюджетом города (статья 8 Устава города). Теперь к вопросам местного значения отнесено не формирование, утверждение, исполнение бюджета города и контроль за его исполнением, а составление и рассмотрение проекта бюджета города, утверждение и исполнение бюджета города, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета города. Соответствующее изменение предлагается внести также в статью 29 Устава города, устанавливающую полномочия городской Думы, и в статью 43 Устава города, устанавливающую полномочия администрации города. (На основании изменений, внесенных в 131-ФЗ).

 

2. Статья 8 Устава дополняется нормой, в соответствии с которой органы местного самоуправления вправе привлекать граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для города работ (в том числе дежурств) в целях решения такого вопроса местного значения, как разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории города, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов. Соответствующие изменения предлагается внести также в статью 29 Устава города, предусматривающую полномочия городской Думы по определению порядка привлечения граждан к таким работам. (На основании изменений, внесенных в 131-ФЗ).

 

3. Предлагается также уточнить формулировку такого вопроса местного значения, как осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель города, дополнив словами «в границах городского округа». Изменение приводится в соответствие с формулировкой, используемой Федеральным законом № 131-ФЗ.

 

4. Проектом решения предлагается расширить перечень прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения. В частности, статью 8.1 Устава города предлагается дополнить правом на создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры, образования, социального обслуживания населения. Имеются в виду организации, учредителями которых являются органы местного самоуправления, других организаций культуры, в уставном капитале которых доля муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, а также в отношении иных негосударственных организаций культуры, которые оказывают муниципальные услуги в сфере культуры. Данная норма будет действовать с 21 октября 2014 года, изменение обусловлено внесением соответствующих изменений в федеральный закон № 131-ФЗ.

Статью 8.1 предлагается также дополнить правом по предоставлению гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством. Изменение обусловлено внесением изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ.

 

5. Устав города предлагается дополнить новой статьей 8.2, касающейся организации и осуществления органами местного самоуправления города муниципального контроля. (Изменение обусловлено внесением изменений в 131-ФЗ).

«Органы местного самоуправления города Нижнего Новгорода организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Нижегородской области.»

 

6. Проектом решения предусмотрено внесение изменений в статью 20 Устава города, в соответствии с которым с 1 марта 2015 года на публичные слушания в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, проекты планов и программ развития города, проекты правил землепользования и застройки и проекты межевания территорий выноситься не будут. (Изменения обусловлены изменениями, внесенными в Земельный кодекс).

 

7. В статью 26 Устава города предлагается внести изменение, дополнив нормой, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, иные вопросы организации деятельности органов местного самоуправления определяются уставом в соответствии с законом Нижегородской области. (На основании изменений, внесенных в Федеральный закон № 131-ФЗ).

 

8. В Устав города предлагается внести изменения, касающиеся количества депутата городской Думы города Нижнего Новгорода и порядка формирования представительного органа.

Так, пункт 3 статьи 29 Устава города предлагается изложить в новой редакции, согласно которой городская Дума будет состоять не из 42, а из 46 депутатов, 36 из которых будут избираться по одномандатным избирательным округам, 10 – по муниципальному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за муниципальные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.

Предлагается снизить порог, при достижении которого допускаются к распределению депутатских мандатов зарегистрированные списки кандидатов с 7 до 5 %.

Проектом уточняется порядок распределения депутатских мандатов между кандидатами, предусмотренными зарегистрированными списками.

 

9. Статью 29 Устава города предлагается дополнить новыми пунктами, предусматривающими полномочия городской Думы по установлению порядка подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и внесения изменений в них и утверждению местных нормативов градостроительного проектирования и внесению изменений в местные нормативы градостроительного проектирования. (Изменения обусловлены наличием полномочий в Федеральном законе № 131-ФЗ).

Проект предусматривает также дополнение полномочий городской Думы полномочиями по установлению максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Данное дополнение обусловлено изменениями, внесенными в Жилищный кодекс РФ.

 

10. Предлагаемыми изменениями в статью 36 Устава города уточняется формулировка нормы о том, что осуществляющий свои полномочия на постоянной основе депутат Городской Думы города Нижнего Новгорода не вправе состоять членом органа управления коммерческой организации. Аналогичные изменения пункта 8 статьи 38 Устава города предусмотрены в отношении главы города Нижнего Новгорода. Основание: изменения, внесенные в Федеральный закон № 131-ФЗ.

11. Формулировку пункта 2 статьи 38 Устава города предлагается уточнить в связи с внесением соответствующих изменений в федеральный закон № 131-ФЗ. Изменения коснулись правовой основы избрания главы города Нижнего Новгорода. Теперь порядок избрания главы муниципального образования устанавливается уставом в соответствии с законом Нижегородской области.

Предлагается уточнить пункт 3 указанной статьи на основании Федерального закона № 131-ФЗ. Изменения касаются момента прекращения полномочий главы города Нижнего Новгорода. В соответствии с предложенными изменениями полномочия главы города Нижнего Новгорода прекращаются не со дня начала работы городской Думы города Нижнего Новгорода нового созыва, а в день вступления в должность вновь избранного главы города Нижнего Новгорода.

 

12. В целях уточнения полномочий проектом предлагается норма пункта 4 статьи 40.1 Устава города, в соответствии с которой в случае временного отсутствия главы города Нижнего Новгорода определенный им заместитель исполняет обязанности главы города Нижнего Новгорода.

 

13. Проектом предлагается внести изменения в статью 42.1 Устава города, в соответствии с которыми половина членов (а не две трети) конкурсной комиссии назначается городской Думой города Нижнего Новгорода, половина (а не одна треть) Губернатором Нижегородской области (а не Законодательным Собранием Нижегородской области по представлению Губернатора, как было ранее). Основание изменений – соответствующие изменения, внесенные в Федеральный закон № 131-ФЗ.

 

Следующий блок предусмотренных изменений касается полномочий администрации города Нижнего Новгорода, содержащихся в статье 43 Устава города.

 

14. Изменения предусматривают дополнение полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных отношений, осуществления муниципального лесного контроля, подготовки местных нормативов градостроительного проектирования и внесение их на утверждение городской Думы города Нижнего Новгорода, определению дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, а также по ведению учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Изменения основаны на соответствующих изменениях бюджетного, земельного, жилищного законодательства, Федерального закона № 131-ФЗ.

 

15. В целях уточнения норм, определяющих порядок удаления главы города в отставку и организации деятельности городской Думы, в целях устранения пробела в регулировании данного вопроса статью 51 Устава города предлагается дополнить сроком, в течение которого подписываются соответствующие решения. Предлагаемый срок – 10 календарных дней со дня принятия.

 

16. Статью 55 предлагается уточнить, указав, что не муниципальные правовые акты, а муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Основание: внесение соответствующих изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ.

 

17. Статью 60 Устава города, регулирующую контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предлагается дополнить нормами, соответствующими внесенным в Федеральный закон № 131-ФЗ изменениям.

(Данное изменение учитывает замечания прокурора на проект решения).

 

18. Статью 63 Устава города Нижнего Новгорода, касающуюся муниципального имущества, предлагается изложить в новой редакции, соответствующей внесенным в Федеральный закон № 131-ФЗ изменениям.

 

19. В Устав города предлагается также внести изменения, касающиеся бюджета города (статья 65 Устава), в частности, установить, что составление и рассмотрение проекта бюджета, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Предлагаемые изменения соответствуют соответствующим изменениям, внесенным в Федеральный закон № 131-ФЗ.

Пункт 5 статьи 65 Устава города, регулирующий вопросы опубликования проекта бюджета, решения об утверждении бюджета, годового отчета о его исполнении уточняется, устраняется пробел в правовом регулировании. (Касается порядка опубликования и органа, его осуществляющего).

 

20. Статью 66 Устава города, касающуюся доходов бюджета города, предлагается изложить в новой редакции, согласно которой формирование доходов бюджета города Нижнего Новгорода осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Основанием послужили соответствующие изменения, внесенные в Федеральный закон № 131-ФЗ.

 

21. Изменения, аналогичные изменениям, внесенным в Федеральный закон № 131-ФЗ, предлагается внести в статью 68 Устава города, регулирующую расходы бюджета города Нижнего Новгорода, в статью 69, регулирующую предоставление субвенций бюджету города Нижнего Новгорода на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, в статью 71, регулирующую бюджетный процесс.

 

22. Статью 74 Устава города, касающуюся порядка вступления в силу Устава города, предлагается скорректировать в соответствии со сроками вступления в силу.

В ходе подготовки к публичным слушаниям поступило заключение прокурора города Нижнего Новгорода на проект решения городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода». Замечания прокурора предлагается учесть и внести соответствующие уточнения в статью 60 Устава города Нижнего Новгорода.

Такой вопрос местного значения, как присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городе, установление нумерации домов прокуратурой города Нижнего Новгорода предложено изложить в редакции «присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон № 131-ФЗ.

Данное замечание будет учтено в проекте решения «О внесении изменений в Устав».

Прокурором предложено исключить из вопросов местного значения города Нижнего Новгорода осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, а также изложить в новой редакции такой вопрос местного значения, как оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин в связи с изменениями федерального законодательства. Указанные вопросы местного значения уже изменены решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 25.06.2014 № 109 «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода».

 

По проекту решения городской Думы «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода» поступило предложение депутата городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 Волкова Анатолия Юрьевича.

Предложение касается дополнения статьи 29 Устава города Нижнего Новгорода, определяющей полномочия городской Думы города Нижнего Новгорода, полномочием по утверждению схемы одномандатных избирательных округов на территории города Нижнего Новгорода.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Избирательная комиссия, организующая выборы в представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий представительный орган муниципального образования утверждает новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.

Соответственно, поступившее предложение соответствует требованиям федерального закона. Данное предложение будет обсуждаться комиссией городской Думы по подготовке проектов изменений в Устав города и примет по этому вопросу мотивированное решение.

 

Поступили предложения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области по проекту Устава города Нижнего Новгорода, касающиеся юридической техники проекта. Данные замечания учтены в проекте решения городской Думы.

 

Администрацией города Нижнего Новгорода проект решения городской Думы города Нижнего Новгорода «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода» согласован, замечаний и предложений не поступило.

Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц