Городская Дума Нижнего Новгорода
Новости городской Думы

09.12.2014Доклад директора департамента финансов администрации города С.И.Утросиной на публичных слушаниях по проекту бюджета города Нижнего Новгорода на 2015 год

Доклад директора департамента финансов администрации города С.И.Утросиной на публичных слушаниях по проекту бюджета города Нижнего Новгорода на 2015 год

 

Уважаемые нижегородцы!

 

Позвольте представить Вашему вниманию проект бюджета города на 2015 год.

Формирование бюджета города Нижнего Новгорода на 2015 год велось с учетом изменений федерального и областного законодательства в части распределения полномочий и межбюджетных отношений и основывалось на: 

- послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию;

- прогнозе социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2015-2017 годы;

- подходах и принципах, определенных Основными направлениями бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;

- муниципальных программах.

В соответствии с действующим законодательством был утвержден среднесрочный финансовый план города Нижнего Новгорода на 2015-2017 годы.

На слайде представлены основные параметры бюджета города (доходы, расходы, дефицит) на три года вперед в соответствии со среднесрочным финансовым планом, представляемым одновременно с бюджетом.

 

Примечание:

Основные параметры среднесрочного финансового плана

города Нижнего Новгорода на  2015-2017 годы

Таблица 1.1

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Доходы бюджета города Нижнего Новгорода

21,3

22,2

22,8

23,3

Расходы города Нижнего Новгорода

22,7

23,4

23,5

23,3

Дефицит (-), профицит (+)

1,4

1,2

0,7

0,0

 

 

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ

 

При формировании доходной части бюджета города Нижнего Новгорода на 2015 год так же были учтены:

- сведения налоговых органов о налогооблагаемой базе, начисленных и поступивших суммах доходов за предыдущие периоды;

- информация отраслевых департаментов о деятельности и перспективах развития курируемых ими отраслей.

Кроме того, с 01 января 2015 года вступают следующие изменения налогового законодательства:

- снижение ставок акцизов на нефтепродукты;

- снижение процентов отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджет города Нижнего Новгорода с 23%  в 2014 году до 18% в 2015;

- определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

В проекте бюджета города на 2015 год сумма доходов составляет 22,2 млрд. руб. (в 2014 году – 21,3 млрд. руб.), в том числе:

- собственные доходы 12,6 млрд. или 57,0 %;

- безвозмездные поступления –9,5 млрд. или 43,0 %.

За последние 3 года (2013-2015) наблюдается отрицательная тенденция к снижению доли собственных доходов в доходной части бюджета города. Так, если  в 2013 году  доля собственных доходов составляла 71%, то в наступающем году только – 57,0 %. Основная причина указанной негативной тенденции - снижающаяся доля налоговых поступлений из-за изменений бюджетного законодательства. Интересно отметить, что сумма собственных доходов бюджета 2015 года практически осталась на уровне 2013 года. Недополученные налоговые доходы бюджету города компенсируются ростом безвозмездных поступлений, но это резко ограничивает бюджетную самостоятельность Нижнего Новгорода. Межбюджетные трансферты подразумевают целевое использование, вне зависимости от целей развития города.

В собственных доходах:

налоговые поступления составят 8,9 млрд. руб. или 70,7 % (в 2014 году  10,4 млрд. руб. или  74,8 %);

неналоговые поступления –3,7 млрд. руб. или 29,3% (в 2014 году 3,5 млрд. или  25,2 %).

В структуре налоговых поступлений основной объем составляют:

налог на доходы физических лиц в сумме 5,7 млрд. руб. или 64,3%  (в 2014 году 7,2 млрд. руб., или 69,2 %);

налоги на имущество (земельный налог и налог на имущество физических лиц) в сумме  2,0 млрд. руб. или 22,9 % (в 2014 году 1,9 млрд. или 18,4%);

налоги на совокупный доход (единый налог на вменённый доход, единый сельскохозяйственный налог, налог в виде стоимости патента при применении упрощенной системы налогообложения) в сумме 0,9 млрд. руб. или 10,5%  (в 2014 году 1,0 млрд. или 10,0%).

В структуре неналоговых поступлений основной объем составляют:

- доходы от аренды земли и продажи права аренды земельных участков в сумме 1,1 млрд. руб. или 30,3% (в 2014 году 1,2 млрд. руб. – 34 %);

- доходы от сдачи в аренду муниципального имущества в сумме 628,5 млн. руб. или 17%  (в 2014 году 636,1 млн. руб., или 18,4 %);

- доходы от продажи земли и муниципального имущества в сумме 580,7 млн. руб. или 15,7% (в 2014 году 790,0 млн. – 22,8 %);

- прочие доходы от использования имущества в сумме 518,5 млн. руб. или 14,0% (в 2014 году 291,4 млн. руб. – 8,4%).

Сумма межбюджетных трансфертов в 2015 году составит 9,5 млрд. руб., что на 2,0 млрд. больше, чем в исходном бюджете 2014 года. Областным бюджетом на 2015 год бюджету Нижнего Новгорода запланированы только субвенции. Субсидии, которые например в 2014 году составляют 33,0 % всех  безвозмездных поступлений, планируются к перечислению в бюджет города в процессе исполнения бюджета 2015 года. Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности Нижнему Новгороду  в 2015 году не предусмотрена. В 2014 году сумма дотации составляла 9,5 млн. руб.

Перечень субвенций представлен на слайде.

 

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАСХОДОВ

 

Общая сумма расходов в 2015 году составит 23,4 млрд. руб., что на 700,0 млн. руб. больше, чем в 2014 году.

Формирование расходов на 2015 год осуществлялось с выделением объемов действующих и принимаемых обязательств:

объем действующих расходных обязательств  прогнозируется в сумме 22,1 млрд. рублей,

объем принимаемых расходных обязательств  прогнозируется в сумме 1,3 млрд. рублей.

К принимаемым обязательствам отнесены расходы на повышение заработной платы в 2015 году и на финансовое обеспечение вновь принятых обязательств (учреждений).

Приоритетными направлениями планирования бюджетных ассигнований являлись текущие расходы: зарплата с начислениями, коммунальные услуги, питание, содержание дорог, организация пассажирских перевозок общественным муниципальным транспортом.

В соответствии с бюджетным законодательством была разработана, представленная на слайде, Методика  планирования  бюджетных  ассигнований  бюджета  города  Нижнего Новгорода на 2015 год и плановый  период  2016 и 2017 годов.

Расходы на оплату труда работникам бюджетной сферы сформированы в пределах существующей штатной численности работников муниципальных учреждений с учетом:

- изменения числа учреждений;

- повышения заработной платы работников учреждений, планируемого в 2015 году.

 

Расходы на оплату коммунальных услуг рассчитаны на уровне первоначального бюджета 2014 года с учетом прогнозируемого роста тарифов, вновь принятых (принимаемых) обязательств и экономии в размере 10%. Использованные при расчетах тарифы на 2015 год составили:

на тепловую энергию - 105,1%;

на электрическую энергию, реализуемую бюджетным потребителям - 107,9%;

на природный газ - 103,1%;

на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод – 105,2%.

Расходы на приобретение продуктов питания на 2015 год рассчитаны с учетом вновь принятых (принимаемых) обязательств (изменения сетевых показателей и контингента) и натуральных норм, рассчитанных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

 

В соответствии с новым законом "Об  образовании  в Российской Федерации" расходы на питание детей, посещающих детские сады, просчитаны только на льготные категории детей.

 

Расходы на содержание органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода рассчитаны в соответствии с нормативом формирования указанных расходов, утверждённым постановлением Правительства Нижегородской области.

 

Расходы на поддержку городского электротранспорта и автотранспорта планируется осуществлять путем возмещения убытков от перевозки пассажиров с учетом стоимости тарифа на одну поездку 20 руб.

 

Расходы на оплату долгосрочных муниципальных контрактов по финансовой аренде (лизингу) и концессионных соглашений на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов рассчитаны в соответствии с графиком платежей по заключенным контрактам.

 

Расходы на обслуживание муниципального долга рассчитаны из величины муниципального долга с учетом сумм привлекаемых кредитов от кредитных организаций и облигационного займа на погашение дефицита бюджета, возникающего при исполнении бюджета города Нижнего Новгорода.

 

Расходы на капитальное строительство, природоохранные мероприятия и мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий граждан, рассчитаны на уровне первоначального бюджета на 2014 год.

 

Другие расходы на 2015 год, рассчитаны на уровне первоначального бюджета на 2014 год с коэффициентом 0,6 с учетом расходов по вновь открываемым муниципальным учреждениям в 2014-2015 годах (без разовых расходов, предусмотренных при формировании бюджета).

 

С 2015 года Нижний Новгород переходит на программный бюджет.

В программной структуре расходов бюджета применяется заложенный в Бюджетном кодексе принцип преемственности решений, при котором расходы основываются на прогнозе социально-экономического развития Нижнего Новгорода, расходах предыдущего периода, итогах бюджетного мониторинга, оценке исполнения бюджета и достижения результатов.

Переход на программный бюджет должен сконцентрировать ресурсы бюджета города на необходимых направлениях деятельности для наиболее эффективного и результативного использования этих ресурсов.

Действие 7 муниципальных программ, реализуемых на территории Нижнего Новгорода  в 2014 году, закончится 31 декабря 2014 года.

Задачи и направления работы в рамках, действующих в 2014 году программ, не потеряли своей значимости и обязательности, а трансформировались либо в самостоятельные программы нового формата, либо в их подпрограммы или мероприятия. В основном программы сформированы по отраслевому принципу и носят комплексный характер, поскольку включают все мероприятия и расходы, необходимые для осуществления полномочий в определенной сфере (оказание услуг, отдельные мероприятия, улучшение материально-технической базы, бюджетные инвестиции, управление отраслью).

За исполнение программы отвечает профильное структурное подразделение администрации - администратор программы. Если функции по отдельным направлениям программных мероприятий отнесены к компетенции иного структурного подразделения (например, строительство объектов), то оно выступает в качестве соадминистратора программы с закреплением ответственности за достижение целевых показателей программы, соответствующих данной деятельности. Отдельные программы направлены на решение задач межведомственного характера.

 В целях проведения согласованной с регионом бюджетной политики при формировании перечня и содержания программ администраторы ориентировались на аналогичные государственные программы, обеспечивая идентичность программных целей, но учитывая особенности муниципальных полномочий.

В результате утверждены 22 муниципальные программы, охватывающие все сферы деятельности администрации города по реализации, как вопросов местного значения, так и переданных с регионального уровня государственных полномочий. По основному количеству программ установлен трехлетний срок реализации - аналогично среднесрочному финансовому плану.

Работа по разработке программ началась значительно раньше, чем была разработана методика планирования бюджетных ассигнований, позволяющая сбалансировать доходную и расходную часть проекта бюджета 2015.

Поэтому, распределение ассигнований по программам, программным мероприятиям и направлениям расходов на 2015 год осуществлялось главными распорядителями исходя из сценарных условий первоначального бюджета 2014 года с учетом изменения сети учреждений, тарифов на коммунальные услуги и повышения зарплаты бюджетникам в соответствии с майскими Указами Президента.

Действующим бюджетным законодательством предусматривается корректировка муниципальных программ в соответствии с решением о бюджете в течение 3 месяцев после принятия бюджета.

Утвержденные паспорта программ были внесены в городскую Думу одновременно с проектом бюджета. Муниципальные программы и проект бюджета на 2015 год в целях обеспечения открытости размещены на официальных интернет-сайтах департамента финансов, администрации города и городской Думы.

В программном виде представлено 88,6% расходов бюджета в общей сумме 20,7 млрд. руб. в том числе:

- за счет собственных средств –11,3 млрд. руб.

- за счет субвенций из федерального и областного бюджетов- 9,4 млрд. руб.

 

Основную долю в программных расходах составили расходы по реализации программ, направленных на оптимизацию и развитие социальной сферы города. Это:

муниципальная программа "Развитие образования города Нижнего Новгорода на 2015-2017 годы" в сумме 12,6 млрд. руб.;

муниципальная программа "Развитие культуры города Нижнего Новгорода" в сумме 1,6 млрд. руб.;

муниципальная программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Нижнем Новгороде на 2015-2017 годы" в сумме 1,4 млрд. руб.

Всего на социальные расходы предлагается направить порядка 16 млрд. руб. 

 

Значительную часть в программных расходах занимают расходы на содержание и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры города:

муниципальная программа города Нижнего Новгорода "Развитие транспортной инфраструктуры города Нижнего Новгорода на 2015-2017 годы"- 1,9 млрд. руб.;

муниципальная программа "Улучшение состояния улично-дорожной сети и искусственных дорожных сооружений"- 1,3 млрд. руб.;

 

Кроме того, в бюджете на 2015 год запланирован муниципальный дорожный фонд, представляющий собой саккумулированые в бюджете города средства:

 от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

 

от государственной пошлины за выдачу разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

от утилизации брошенных и разукомплектованных транспортных средств, включенных в состав муниципальной имущественной казны города Нижнего Новгорода;

от возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам местного значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов,

за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках;

за эвакуацию и хранение брошенных и разукомплектованных транспортных средств;

за транспортировку незаконно размещенных нестационарных торговых объектов

Указанные средства в сумме 74,1 млн. руб. будут направлены на содержание и ремонт дорог в Нижнем Новгороде.

 

Расходы бюджета на капитальный ремонт, содержание, обслуживание жилищного фонда и коммунальных сетей города запланированы в рамках реализации муниципальной программы "Жилищно - коммунальное хозяйство города Нижнего Новгорода"   в сумме 638,2 млн. руб.

 

Расходы на уличное освещение, озеленение, содержание и ремонт сооружений инженерной защиты города запланированы в рамках реализации Муниципальной программы "Благоустройство города Нижнего Новгорода" в сумме 453,6 млн. руб.

 

Как говорилось ранее, расходы на строительство объектов муниципальной собственности запланированы в составе муниципальных программ в зависимости от отраслевой принадлежности строящихся объектов. Всего на капитальное строительство запланировано 0,5 млрд. руб.

 

В непрограммном виде представлены расходы на содержание органов местного самоуправления, обслуживание муниципального долга, резервный фонд, дорожный фонд и остальные расходы, не относящиеся к определенным отраслям городского хозяйства, в общей сумме 2,6 млрд. руб. или 11,4% расходов бюджета, в том числе:

-за счет собственных средств –2,5 млрд. руб.

-за счет субвенций из федерального и областного бюджетов- 0,1 млрд. руб.

 

Обслуживание государственного и муниципального долга

Структура муниципального долга

По прогнозам муниципальный долг Нижнего Новгорода на 01.01.2015 года может составить 6,8 млрд. руб.  На конец года муниципальный долг может достигнуть 8,0 млрд. руб.

 В соответствии с бюджетным законодательством муниципальный долг не может превышать сумму собственных доходов бюджета (12,6 млрд. руб.).

Для усиления финансовой дисциплины и в целях удержания размера долга на экономически безопасном уровне администрация города использовала право, ввода дополнительного ограничения размера долга и определила его в пределах 70 % от собственных доходов (8,8 млрд. руб.).

Сумма прогнозируемого муниципального долга на конец 2015 года на 800,0 млн.,  меньше установленной нормативом.

 

ИСТОЧНИКИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В 2014 ГОДУ

Запланированный размер дефицита составит 1,2 млрд. руб. (или 9, 8%)

Напомню, что размер дефицита не должен превышать 10% от собственных доходов.

Дефицит предполагается покрывать за счет кредитов и размещения муниципальных ценных бумаг.

При формировании бюджета на 2015 год соблюдены все требования Бюджетного кодекса РФ в части планируемого дефицита бюджета, объема муниципального долга, расходов на обслуживание муниципального долга, объема муниципальных заимствований.

 

В заключении хочу сказать, что составление проекта бюджета на 2015 год осуществлялось в новых для участников бюджетного процесса условиях.

Формирование программной структуры расходов бюджета потребовало кардинального изменения процедур его составления и рассмотрения, хотя, на протяжении нескольких лет использование программ уже частично было встроено в бюджетный процесс города.

Новая система позволила более четко формализовать порядок подготовки программ, усилила их роль в бюджетном процессе, а структура классификации позволила программам стать действительно неотъемлемой частью бюджета.

Применение программного подхода, в среднесрочной перспективе будет способствовать повышению финансовой устойчивости и эффективности деятельности отраслевых ведомств, более тесной связи бюджета со стратегическими целями.

Работая над бюджетом 2015 года, администрация города руководствовалась  главным принципом Сергея Юрьевича Витте, одного из лучших министров финансов в истории России: "Сделавшись механиком сложной машины, именуемой финансами нужно помнить, что машина без топлива не едет, а топливо – это экономическое состояние России", поэтому давайте не будем расточительны, чтобы в дальнейшем не нуждаться!  

 

Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц