Городская Дума Нижнего Новгорода
Новости городской Думы

09.12.2014Доклад начальника юридического управления городской Думы И.Л.Масловой на публичных слушаниях по проекту решения городской Думы Нижнего Новгорода «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода»

Доклад начальника юридического управления городской Думы И.Л.Масловой на публичных слушаниях  по проекту решения городской Думы Нижнего Новгорода «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода»

 

 

Сегодня, 9 декабря 2014 года, в зале заседаний городской Думы города Нижнего Новгорода проводятся публичные слушания по проекту решения городской Думы города Нижнего Новгорода «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода». Публичные слушания проводятся на основании постановления главы города Нижнего Новгорода «О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта решения городской Думы города Нижнего Новгорода «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода».

Большинство предусмотренных проектом изменений Устава города обусловлены изменением федерального законодательства.

 

1. Так, в частности, проектом предусмотрено уточнение формулировки вопроса местного значения, связанного с бюджетом города (статья 8 Устава города). Теперь к вопросам местного значения отнесено не формирование, утверждение, исполнение бюджета города и контроль за его исполнением, а составление и рассмотрение проекта бюджета города, утверждение и исполнение бюджета города, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета города. Соответствующее изменение предлагается внести также в статью 29 Устава города, устанавливающую полномочия городской Думы, и в статью 43 Устава города, устанавливающую полномочия администрации города. (На основании изменений, внесенных в 131-ФЗ).

 

2. Предлагается также уточнить формулировку такого вопроса местного значения, как осуществление муниципального земельного контроля. Ранее существовал муниципальный контроль за использованием земель города, теперь земельный контроль осуществляется «в границах городского округа». Изменение приводится в соответствие с формулировкой, используемой Федеральным законом № 131-ФЗ.

 

3. Статья 8 Устава дополняется нормой, в соответствии с которой органы местного самоуправления вправе привлекать граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для города работ (в том числе дежурств) в целях решения такого вопроса местного значения, как разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории города, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов. Соответствующие изменения предлагается внести также в статью 29 Устава города, предусматривающую полномочия городской Думы по определению порядка привлечения граждан к таким работам. (На основании изменений, внесенных в 131-ФЗ).

 

4. Проектом решения предлагается расширить перечень прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения. В частности, статью 8.1 Устава города предлагается дополнить правом на создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры, образования, социального обслуживания населения. Имеются в виду организации, учредителями которых являются органы местного самоуправления, других организаций культуры, в уставном капитале которых доля муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, а также в отношении иных негосударственных организаций культуры, которые оказывают муниципальные услуги в сфере культуры. Изменение обусловлено внесением соответствующих изменений в федеральный закон № 131-ФЗ.

Статью 8.1 предлагается также дополнить правом по предоставлению гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством. Изменение обусловлено внесением изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ.

 

5. Устав города предлагается дополнить новой статьей 8.2, касающейся организации и осуществления органами местного самоуправления города муниципального контроля. (Изменение обусловлено внесением изменений в 131-ФЗ).

«Органы местного самоуправления города Нижнего Новгорода организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Нижегородской области.»

6. Проектом решения предусмотрено внесение изменений в статью 20 Устава города, в соответствии с которым с 1 марта 2015 года на публичные слушания в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, проекты планов и программ развития города, проекты правил землепользования и застройки и проекты межевания территорий выноситься не будут. (Изменения обусловлены изменениями, внесенными в Земельный кодекс).

 

7. На основании изменений, внесенных в Федеральный закон № 131-ФЗ, в статью 26 Устава города предлагается внести изменение, дополнив нормой, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, иные вопросы организации деятельности органов местного самоуправления определяются уставом в соответствии с законом Нижегородской области.

На основании этих изменений Федерального закона был принят закон Нижегородской области от 5 ноября 2014 года № 151-З «ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД НИЖНИЙ НОВГОРОД», предусматривающий следующий принцип организации местного самоуправления: глава города избирается городской Думой, администрацию возглавляет глава администрации, назначаемый городской Думой по результатам конкурса. В Нижнем Новгороде действует такая схема организации местного самоуправления, и внесение изменений не требуется.

А вот количество депутатов городской Думы в соответствии с ЗНО составляет 47 депутатов, 35 из которых будут избираться по одномандатным избирательным округам, 12 – по муниципальному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за муниципальные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями. Соответствующие изменения необходимо внести в статью 29 Устава.

Предлагается снизить порог, при достижении которого допускаются к распределению депутатских мандатов зарегистрированные списки кандидатов с 7 до 5 %.

Проектом уточняется порядок распределения депутатских мандатов между кандидатами, входящими в списки.

 

8. Статью 29 Устава города предлагается дополнить новыми пунктами, предусматривающими полномочия городской Думы по утверждению схемы одномандатных округов по выборам депутатов городской Думы,  установлению порядка подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и внесения изменений в них и утверждению местных нормативов градостроительного проектирования и внесению изменений в местные нормативы градостроительного проектирования. (Изменения обусловлены наличием полномочий в Федеральном законе № 131-ФЗ).

Проект предусматривает также дополнение полномочий городской Думы полномочиями по установлению максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Данное дополнение обусловлено изменениями, внесенными в Жилищный кодекс РФ.

Кроме того, в связи с изменением Бюджетного кодекса РФ к полномочиям городской Думы теперь относится рассмотрение проекта бюджета города Нижнего Новгорода, утверждение бюджета города Нижнего Новгорода, осуществление контроля за его исполнением, утверждение отчета об исполнении бюджета города Нижнего Новгорода (уточнение формулировок).

9. Предлагаемыми изменениями в статью 36 Устава города уточняется формулировка нормы о том, что осуществляющий свои полномочия на постоянной основе депутат городской Думы города Нижнего Новгорода не вправе состоять членом органа управления коммерческой организации. Аналогичные изменения пункта 8 статьи 38 Устава города предусмотрены в отношении главы города Нижнего Новгорода. Основание: изменения, внесенные в Федеральный закон № 131-ФЗ.

 

10. Формулировку пункта 2 статьи 38 Устава города предлагается уточнить в связи с внесением соответствующих изменений в федеральный закон № 131-ФЗ. Изменения коснулись правовой основы избрания главы города Нижнего Новгорода. Теперь порядок избрания главы муниципального образования устанавливается уставом в соответствии с законом Нижегородской области.

Также на основании Федерального закона № 131-ФЗ предлагается уточнить пункт 3 статьи 38. Изменения касаются момента прекращения полномочий главы города Нижнего Новгорода. В соответствии с ФЗ полномочия главы города Нижнего Новгорода прекращаются не со дня начала работы городской Думы города Нижнего Новгорода нового созыва, а в день вступления в должность вновь избранного главы города Нижнего Новгорода.

В соответствии с ЗНО «ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД НИЖНИЙ НОВГОРОД» предлагается уточнить статью 39.1 Порядок избрания главы города. Аналогичная процедура содержится в действующем уставе. Однако необходимо внести корректировки для полного соответствия ЗНО:

«2. Глава города Нижнего Новгорода избирается на первом заседании Городской Думы города Нижнего Новгорода соответствующего созыва, но не позднее 30 дней со дня избрания городской Думы города Нижнего Новгорода в правомочном составе.

2.1. Для проведения голосования для избрания главы города Нижнего Новгорода, определения его результата городская Дума города Нижнего Новгорода избирает из своего состава счетную комиссию в количестве не менее трех человек. Порядок работы счетной комиссии по избранию главы города определяется Регламентом городской Думы города Нижнего Новгорода.

3. Избранным на должность главы города Нижнего Новгорода считается кандидат, за которого проголосовало большинство от установленной настоящим Уставом численности депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода.

4. В случае если на должность главы города Нижнего Новгорода было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.

Избранным на должность главы города Нижнего Новгорода по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало большинство от установленной настоящим Уставом численности депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода.

5. В случае, если во втором туре голосования глава города Нижнего Новгорода не будет избран, процедура выборов повторяется начиная с выдвижения кандидатур. При повторном выдвижении предлагаются новые или те же кандидатуры

6. Порядок организации и проведения тайного голосования определяется Регламентом Городской Думы города Нижнего Новгорода.

7. Избрание главы города Нижнего Новгорода оформляется решением городской Думы города Нижнего Новгорода, которое подлежит официальному опубликованию (обнародованию).

Избранный глава города Нижний Новгород вступает в должность со дня принятия решения об избрании».

 

11.  В октябре 2014 года был принят и подписан президентом Федеральный закон, устанавливающий дополнительные гарантии главе муниципального образования, в отношении которого принято решение об удалении в отставку: Глава города вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования такого решения. В случае если глава города в судебном порядке обжалует решение об удалении его в отставку городская Дума города Нижнего Новгорода не вправе принимать решение об избрании из своего состава главы муниципального образования до вступления решения суда в законную силу (статья 40 Устава).

12. В целях уточнения полномочий проектом предлагается норма пункта 4 статьи 40.1 Устава города, в соответствии с которой в случае временного отсутствия главы города Нижнего Новгорода определенный им заместитель исполняет обязанности главы города Нижнего Новгорода.

 

13. Проектом предлагается внести изменения в статью 42.1 Устава города, в соответствии с которыми половина членов (а не две трети) конкурсной комиссии назначается городской Думой города Нижнего Новгорода, половина (а не одна треть) Губернатором Нижегородской области (а не Законодательным Собранием Нижегородской области по представлению Губернатора, как было ранее). Основание изменений – соответствующие изменения, внесенные в Федеральный закон № 131-ФЗ.

 

14. Следующий блок изменений касается полномочий администрации города Нижнего Новгорода, содержащихся в статье 43 Устава города.

Изменения предусматривают дополнение полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных отношений, осуществления муниципального лесного контроля, подготовки местных нормативов градостроительного проектирования и внесение их на утверждение городской Думы города Нижнего Новгорода, определению дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, а также по ведению учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Изменения основаны на соответствующих изменениях бюджетного, земельного, жилищного законодательства, Федерального закона № 131-ФЗ.

Также предлагается уточнить полномочия главы администрации района, изложив подпункт 5 пункта 2 статьи 45 в следующей редакции: «присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов;».

15. В целях уточнения норм, определяющих порядок удаления главы города в отставку и организации деятельности городской Думы, в целях устранения пробела в регулировании данного вопроса статью 51 Устава города предлагается дополнить сроком, в течение которого подписываются соответствующие решения. Предлагаемый срок – 10 календарных дней со дня принятия.

 

16. Статью 55 предлагается уточнить, указав, что не муниципальные правовые акты, а муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Основание: внесение соответствующих изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ.

 

17. Статью 60 Устава города, регулирующую контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предлагается дополнить нормами, соответствующими внесенным в Федеральный закон № 131-ФЗ изменениям.

 

18. Статью 63 Устава города Нижнего Новгорода, касающуюся муниципального имущества, предлагается изложить в новой редакции, соответствующей внесенным в Федеральный закон № 131-ФЗ изменениям.

 

19. В Устав города предлагается также внести изменения, касающиеся бюджета города (статья 65 Устава), в частности, установить, что составление и рассмотрение проекта бюджета, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Предлагаемые изменения соответствуют соответствующим изменениям, внесенным в Федеральный закон № 131-ФЗ.

Пункт 5 статьи 65 Устава города, регулирующий вопросы опубликования проекта бюджета, решения об утверждении бюджета, годового отчета о его исполнении уточняется, устраняется пробел в правовом регулировании. (Касается порядка опубликования и органа, его осуществляющего).

 

20. Статью 66 Устава города, касающуюся доходов бюджета города, предлагается изложить в новой редакции, согласно которой формирование доходов бюджета города Нижнего Новгорода осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Основанием послужили соответствующие изменения, внесенные в Федеральный закон № 131-ФЗ.

 

21. Изменения, аналогичные изменениям, внесенным в Федеральный закон № 131-ФЗ, предлагается внести в статью 68 Устава города, регулирующую расходы бюджета города Нижнего Новгорода, в статью 69, регулирующую предоставление субвенций бюджету города Нижнего Новгорода на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, в статью 71, регулирующую бюджетный процесс.

 

 

Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц