Сегодня под председательством главы города О.В. Сорокина состоялись публичные слушания по обсуждению проекта решения городской Думы города Нижнего Новгорода «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода». В публичных слушаниях приняли участие 105 человек. Начальник юридического управления городской Думы И.Л.Маслова доложила о корректировке Устава в соответствии с изменениями федерального законодательства и обосновала необходимость создания контрольно-счетной палаты в статусе органа местного самоуправления. Итоговым документом с результатами публичных слушаний по обсуждению проекта решения городской Думы города Нижнего Новгорода «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода», который будет представлен главе города Нижнего Новгорода О.В. Сорокину, рекомендовано:
1. Учесть предложения, поступившие в ходе обсуждения проекта решения городской Думы города Нижнего Новгорода «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода».
2. Внести проект решения городской Думы города Нижнего Новгорода «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода» с учетом результатов слушаний на рассмотрение городской Думы города Нижнего Новгорода 27 мая 2015 года.
Проект решения городской Думы города Нижнего Новгорода «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода» официально опубликован в газете «День города. Нижний Новгород» № 30(975) от 24.04.2015 и на официальном сайте городской Думы города Нижнего Новгорода: www.gorduma.nnov.ru.
Пояснительная записка
к проекту решения городской Думы города Нижнего Новгорода
«О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода»
Проект решения городской Думы города Нижнего Новгорода «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода» (далее также – проект решения) разработан с целью приведения Устава города в соответствие с изменением федерального законодательства.
Так, изменяются вопросы местного значения муниципального образования:
1) вместо вопроса «организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов» с 1 января 2016 года будет вопрос «участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов» в связи с изменением на федеральном уровне организации данной деятельности путем создания региональных операторов по сбору отходов;
2) вводится вопрос «организация в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана городского округа».
Кроме того, органы местного самоуправления теперь вправе осуществлять мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа. Данная деятельность является правом муниципалитетов и осуществляется за счет местного бюджета.
Соответственно предлагается изменить полномочия городской думы (статья 29) и администрации города (статья 43). Кроме того, полномочия городской Думы дополняются полномочием по утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа, а полномочия администрации города – полномочием по их разработке и внесению на утверждение Думы. Также соответствующие статьи Устава города дополняются полномочием по организация подготовки кадров для муниципальной службы.
Проектом решения предполагается создать орган внешнего муниципального финансового контроля – контрольно-счетную палату города Нижнего Новгорода. Проект решения разработан по предложению главы города Нижнего Новгорода.
Целью является необходимость усиления контроля за использованием средств бюджета города Нижнего Новгорода (далее также – местный бюджет), за использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности, путем создания контрольно-счетной палаты города Нижнего Новгорода, осуществляющей муниципальный финансовый контроль, а также следующие полномочия:
1) контроль за исполнением местного бюджета;
2) экспертиза проектов местного бюджета;
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;
4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;
8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;
10) участие в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В настоящее время контрольно-счетная палаты городской Думы города Нижнего Новгорода действует в рамках контрольных полномочий городской Думы города Нижнего Новгорода и не имеет достаточных полномочий для достижения целей контроля.
Создание контрольно-счетного органа муниципального образования (контрольно-счетной палаты города Нижнего Новгорода) позволит использовать более эффективные формы и методы контроля по сравнению с существующими.
В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:
1) в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий муниципального образования, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности;
2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств местного бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.
Требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний муниципальный финансовый контроль (далее также - проверяемые органы и организации).
Неисполнение законных требований и запросов должностных лиц контрольно-счетных органов, а также воспрепятствование осуществлению ими возложенных на них должностных полномочий влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, в установленные законами субъектов Российской Федерации сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.
В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание. Предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки. Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетного органа влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.
В случае, если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств местного бюджета, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, контрольно-счетный орган в установленном порядке незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы.
Должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право:
1) беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, а также осматривать занимаемые ими территории и помещения;
2) в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых органов и организаций, изымать документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц проверяемых органов и организаций и составлением соответствующих актов;
3) в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций;
4) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;
5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых органов и организаций документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;
6) в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
7) знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
8) знакомиться с технической документацией к электронным базам данных;
9) составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, создание контрольно-счетного органа муниципального образования окажет воздействие как на органы местного самоуправления, так и на иные организации, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности или являются получателями бюджетных средств (субсидий, кредитов), гарантий.
При этом эффективность контроля за использованием бюджетных средств и муниципального имущества возрастет.
Создание контрольно-счетной палаты города Нижнего Новгорода станет возможным после принятия проекта решения и его государственной регистрации Управлением Минюста по Нижегородской области. Предполагается также принятие Положения о контрольно-счетной палате города Нижнего Новгорода, внесение изменений в Положение о бюджетном процессе в городе Нижнем Новгороде, внесение изменений в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом города Нижнего Новгорода, о порядке принятия имущества в муниципальную собственность.
Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования. Предложения о кандидатурах на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования вносятся в представительный орган муниципального образования главой муниципального образования, депутатами представительного органа муниципального образования - не менее одной трети от установленного числа депутатов представительного органа муниципального образования, правом внесения предложений о кандидатурах на должность председателя контрольно-счетного органа в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может быть предоставлено также комитетам и комиссиям представительного органа муниципального образования.
Расходы бюджета города Нижнего Новгорода на создание и функционирование контрольно-счетной палаты города Нижнего Новгорода планируются в пределах утвержденного бюджета города на 2015 год в составе расходов на функционирование представительного органа.
Также вносятся изменения, касающиеся ограничений для депутатов, работающих на постоянной основе, и главы города. Если ранее было ограничение на занятие предпринимательской деятельностью, то теперь закон содержит уточнение, что предпринимательской деятельностью нельзя заниматься как лично, так и через доверенных лиц. Кроме того, если ранее нельзя было состоять членом органа управления коммерческой организации, то теперь запрещено участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке).