Глава
города О.В. Сорокин выступил с докладом о градостроительном развитии Нижнего Новгорода на заседании
Законодательного Собрания Нижегородской области 15 декабря. Доклад главы города
стал важным шагом в повышении информированности депутатов Законодательного
Собрания и развитии взаимодействия с городской Думой Нижнего Новгорода в сфере
градостроительной деятельности.
«Уважаемые
Валерий Павлинович, Евгений Викторович, коллеги-депутаты!
Я благодарю вас за то, что вы пригласили меня
выступить с докладом о стратегии градостроительного развития города Нижнего
Новгорода. Действительно, для нас это один из важнейших документов, которым в
ближайшие годы мы планируем руководствоваться
при развитии города. Естественно,
нижегородцы должны быть ознакомлены с этим документом в первую очередь: предстоит его дальнейшая публикация, и все,
кто так или иначе принадлежит к любой
ветви власти, должны представлять, куда собирается двигаться Нижний Новгород.
На сегодняшний день это проект стратегии, окончательно он не принят, это некое публичное обсуждение проекта, и мы
готовы по поступившим предложениям и замечаниям вносить в него коррективы.
Основными приоритетами развития города являются генеральный план города, на который мы
опираемся в развитии города, создание новых рабочих мест, решение транспортных
проблем, реконструкция центральной части города, жилищное строительство,
расширение границ города и формирование его
имиджа как одна из основных
составляющих градостроительного
развития.
Что касается генерального плана: на сегодняшний день
мы изменили свое отношение к генеральному плану города как к догме, которая не подлежит никакому изменению
и развитию. Мы считаем, что генеральный план города – это такой же живой
организм, как и любой нормативный правовой акт, который требует постоянного
совершенствования, постоянного улучшения путем внесения в него изменений. Чем
мы как депутаты городской Думы регулярно занимаемся и считаем генеральный план
скорее сценарием сложного пространственного произведения, в котором и
власть, и инвесторы, и население города
являются одновременно и режиссерами, и
исполнителями.
Одна из важнейших задач генерального плана – показать, при каких условиях исключается
стагнация города и создаются предпосылки динамичного притока инвестиций в
развитие территорий, социальную инфраструктуру и объекты недвижимости.
В современных
рыночных условиях мы понимаем, что
развитие города есть постоянный компромисс
между тем, что выгодно городу и тем, на что согласны инвесторы.
Инвесторы предпочитают свободные, не обремененные площадки в центре города, а
городу нужно санировать, реконструировать районы ветхой жилой и
производственной застройки, осваивать неудобицы, развивать социальную,
транспортную и инженерную инфраструктуру в перспективных и реконструируемых
зонах, сохраняя принцип справедливости и экономической целесообразности. Как
следствие, на основе генерального плана города планируется создание
инвестиционного паспорта города с оптимистичным и амбициозным портретом.
Развитие
территорий города влечет за собой увеличение инвестиций, рост экономических
показателей и, в итоге, увеличение конкурентной способности города.
Поэтому основная философия генерального плана города заключается в обеспечении
конкурентной способности Нижнего Новгорода, как в ближайшем, так и в далеком
будущем.
Что касается основных разделов, на которых мы
собираемся акцентировать свое внимание, то
одним из главнейших приоритетов является создание на территории Нижнего Новгорода новых
рабочих мест. Мы считаем крайне не правильным, когда вчерашние выпускники
высших учебных заведений идут работать сторожами на парковки, продавцами на
рынки или распространителями косметики. Для того, чтобы эти ресурсы были задействованы в более
созидательной и высокооплачиваемой деятельности, на территории Нижнего
Новгорода выделяются площадки для
создания новых промышленных производств.
В первую очередь, в районе
Московского шоссе и на территории между Дзержинском и аэропортом Стригино.
Мы считаем, что эти территории в достаточной степени
обеспечены транспортной, инженерной инфраструктурой и абсолютно пригодны для размещения новых промышленных парков. Особый акцент мы
делаем на развитии производства автокомпонентов, потому что считаем локомотивом
этого процесса Горьковский автомобильный завод, который демонстрирует устойчивые темпы роста
производства и привлекает новых зарубежных партнеров. Это стимулирует
приход на территорию Нижегородской области производителей автокомпонентов.
Одна из наших важнейших задач – создать условия для
этих предприятий, чтобы они разместили свои производства на территории Нижнего
Новгорода. При этом мы понимаем, что старые промышленные зоны, которых на
территории города достаточно много, к
сожалению, не всегда могут быть
использованы под строительство новых производств. Этому препятствуют и права
третьих лиц, и несговорчивость
собственников промышленных площадок. Тем не менее, мы считаем, что
экономические и налоговые рычаги должны стимулировать эти процессы: пустые, захламленные промышленные зоны на территории
города являются анахронизмом, с которым
мы, объединяя наши усилия, должны работать.
Модернизация действующих предприятий сопровождается,
в том числе, и уменьшением занимаемых этими производствами площадей. Площади
высвобождаются, на этих территориях может строиться жилье, административные
здания, торговые объекты – мы эти изменения приветствуем. Один из
последних примеров: в генеральный план Нижнего Новгорода были внесены изменения
по зонированию земельного участка на Московском шоссе, где располагался завод
Октябрь, часть территории которого будет
перепрофилирована под торговую недвижимость.
В границах красных линий это решение абсолютно правильное, и мы его
поддерживаем.
Особое внимание мы уделяем высокотехнологичным предприятиям, потому что экологическая обстановка в городе хотя и не критична, но все равно должна улучшаться.
Как пример, реализуемый областным правительством проект технопарка «Анкудиновка»,
где мы тоже принимаем активное участие в части жилищного строительства, потому
что считаем одним из главных приоритетов
комплексное развитие территории.
Развитие бизнеса на территории города невозможно без
решения транспортных проблем. Здесь мы
видим три основных направления работы: первое – это
строительство метро. Чтобы
разгрузить транспортные магистрали города, часть пассажиропотока, безусловно,
должна уйти под землю. В следующем году, как вы знаете, метро придет в верхнюю часть города.
Мы все для этого сделаем, но останавливаться на достигнутом нельзя: в ближайшие годы метро обязательно должно дойти
до площади Сенной для того, чтобы охват
территории верхней части города этим видом транспорта был максимальным.
К тому же, центральная
часть города явно перегружена административными и деловыми функциями, а создание нового делового центра мы планируем
как раз в районе площади Сенной. Это позволит, во-первых, разгрузить центральную часть города; во-вторых, обеспечит возможность жителям города
приезжать на свои рабочие места, пользуясь общественным транспортом, на метро.
Сейчас площадь Сенная, являясь въездными
воротами города с юго-восточного направления, представляет собой крайне
деградированную территорию и требует самой серьезной реконструкции.
Строительство метро влечет за собой и строительство
подходов к метромосту. Основной проект следующего года в этой части – это
реконструкция площади Лядова, одной из главных транспортных развязок Нижнего
Новгорода. Она также будет закончена в 2012 году. Выход с метромоста на
Московское шоссе позволит серьезно разгрузить центральную часть Канавинского
района.
В этом году
была закончена реконструкция Окского съезда, в следующем году мы планируем
заняться Казанским съездом – он крайне узок
- и проектированием развязки на
площади Сенной. Эти проекты не случайно расположены таким образом, что опоясывают центральную часть города, чтобы
дать возможность транспорту двигаться по основным магистралям города свободно.
Третья градостроительная задача в решении
транспортных проблем – это строительство дорог - дублеров. Мы понимаем, что радиально расположенные проспекты уже не
справляются с возрастающим транспортным потоком, поэтому существуют три основных проекта строительства
дорог-дублеров, над которыми мы сегодня работаем .
Это дублер
проспекта Гагарина с выходом на улицу Ларина - продолжение улицы Ванеева,
который позволит серьезно разгрузить проспект Гагарина. Дорога-дублер проспекта Ленина между Молитовским
и Мызинским мостами также выполнит, кроме
важнейшей транспортной функции, еще и серьезную градостроительную функцию,
потому что там много заброшенных, деградированных территорий, на которых мы
планируем активное жилищное
строительство по берегу Оки. Третий
проект – дублер Сормовского шоссе. Нагрузки на Сормовское шоссе крайне велики,
и эта магистраль также требует создания дороги - дублера.
Существуют вспомогательные проекты для решения транспортных
проблем города, например, канатная дорога. Кроме уникального технического
сооружения, которое, безусловно, украсит Нижний Новгород, она будет нести
серьезные транспортные функции и нагрузки. По крайней мере, мы на это серьезно
надеемся.
Или проекты береговых укреплений. В Нижнем
Новгороде есть достаточно серьезные бреши в берегоукрепительных сооружениях.
Буквально на прошлой неделе у меня была рабочая встреча с руководителем
Агентства водных ресурсов РФ. Мы договорились о том, что федеральное
финансирование на эти проекты, а рабочие
проекты по двум берегоукрепительным сооружениям
у нас уже полностью выполнены, с 2013
года начнется. Но мы сейчас стараемся каким-то образом «зацепиться» за федеральное финансирование уже в 2012
году. Я благодарен губернатору В.П. Шанцеву за очень большую
поддержку и содействие в выстраивании отношений с федеральными органами власти.
Одна из важнейших проблем развития города – это
реконструкция центральной части Нижнего Новгорода. Мы понимаем, что центр
города перегружен, и существующая сетка
улиц просто физически не справляется с теми нагрузками, которые мы имеем.
Поэтому основные пути решения проблем –
это ограничение строительства в центре города торговых и административных зданий.
Я приведу вам простой пример: если в центре
города строится административное здание
площадью 10 тысяч квадратных метров, то в нем располагается тысяча рабочих
мест. Еще тысяча человек будет приезжать туда ежедневно по рабочим делам. Если
это будет 10 тысяч квадратных метров торговых площадей, то, как минимум, 4
тысячи покупателей ежедневно будут заходить в этот объект. Если это жилой дом площадью 10 тысяч
квадратных метров, то 200-300 человек
будут в нем проживать. То есть
нагрузки на один квадратный метр в центре города отличаются не просто в
разы, а, по сути дела, в десятки раз.
Поэтому мы считаем, что основная застройка, которая
должна вестись в центре города – это застройка жилая, которая позволит
минимизировать транспортные и другие нагрузки
на этой территории. Для этого был разработан проект планировки
центральной части города, введены регламенты, ограничение этажности (в
основном, до шести этажей там, где не требует архитектура), вынесение деловых центров, формирование новых деловых
центров в нижней и верхней части города.
В верхней части города, кроме площади Сенной, мы
планируем зоны деловой активности на
Анкудиновском шоссе и в Советском
районе, который располагает подходящими территориями. В нижней части города
основные деловые акценты будут сделаны на
Старом Канавине и Стрелке-сити. Естественно, мы будем приветствовать появление
новых деловых центров в каждом районе города, что позволит разгрузить административно-деловую
функцию центральной части города.
Одна из
важнейших задач – сохранение исторического облика города. Я считаю одним из главных наших
достижений то, что в 2011 году ни одного
памятника в центральной части города не было снесено, никаких градостроительных скандалов поэтому
поводу мы не допустили. Мы старались
очень бережно и аккуратно относиться к архитектурному наследию, которое на протяжении
многих столетий создавали наши предки. Ужесточение
требований по плотности, масштабу, архитектурному облику и назначению
застройки в центральной части города будет продолжаться.
Один из главных проектов сохранения исторического облика - улица Рождественская. Это уникальный архитектурный ансамбль,
который насыщен культовыми сооружениями, памятниками архитектуры. Мы планируем
минимизировать на этой территории любую современную застройку. Улица Рождественская будет подлежать
комплексной реконструкции, рано или
поздно мы сделаем ее пешеходной, открытой только для общественного транспорта,
основным из которых будет трамвай. Городское транспортное кольцо будет играть
очень важную роль и позволит горожанам в воскресные дни приехать на трамвае на благоустроенную прогулочную набережную, так как
основными функциями улицы Рождественской
будут все-таки культурные. Галереи, музеи, предприятия общественного
питания, развлечения, но без какого бы то ни было акцента на торговую нагрузку
- эта улица будет местом отдыха горожан.
Одно из важнейших направлений, которое в ближайшие
годы будет активно развиваться в Нижнем Новгороде, – жилищное строительство. Жилья в городе строится
крайне мало, и это также серьезно влияет
на инвестиционную привлекательность Нижнего Новгорода. Разговоры о том, что в
городе мало земли – это миф. Дефицита земли в городе нет. Другое дело, что
отдельные территории требуют достаточно серьезной инженерной подготовки, но
сегодня существующих резервов земли
хватает для того, чтобы практически удвоить жилищный фонд, который находится на
территории Нижнего Новгорода.
В этой части основные наши приоритеты – это борьба с
ветхим и аварийным фондом, которого у нас достаточно много. 50 процентов
аварийного фонда сконцентрировано в двух районах города – Автозаводском и Нижегородском. По всему городу
были подобраны площадки для организации волнового переселения. Губернатор лично курирует эту программу и помогает нам. Было выделено несколько крупных
земельных участков в Автозаводском
районе на улице Малоэтажной, в Канавинском районе - на улице Украинской, В
Московском районе – в микрорайоне Бурнаковском.
Это нам позволит серьезно продвинуться в этом направлении.
Мы считаем,
что при строительстве жилья нужно делать
акцент на комплексном освоении территорий
с созданием всей необходимой инженерной и социальной
инфраструктуры: в первую очередь,
детских садов, школ, физкультурно-оздоровительных комплексов. В каждом вновь проектируемом новом микрорайоне
мы планируем строительство подобных объектов.
У города накоплен значительный опыт расселения и
строительства объектов по программе развития застроенных территорий. Впервые в
бюджете 2012 года предусмотрена программа компенсации процентных ставок по
примеру областного правительства. Мы считаем этот инструмент крайне
действенным и эффективным для того, чтобы застройщики пошли
на освоение территорий ветхого фонда. Мы им готовы компенсировать процентную
ставку по затратам, если они будут работать на этой территории. Объем средств,
выделенных на эту программу, конечно, крайне мал – всего 20 миллионов рублей,
но мы планируем в первом квартале «обкатать» эту программу и объем ее финансирования увеличить.
Что касается проблем: город, особенно его центральная часть, « украшают» долгострои. Мы всем застройщикам дали год на
оживление этих строек, и часть
застройщиков откликнулась на наше предложение – призыв. Но некоторые застройщики, к сожалению, продолжают
засорять центральные улицы и площади города теми брошенными объектами, которые
даже не охраняются и зачастую являются свалками мусора. Они представляют серьезную
опасность, в первую очередь, для детей, которые любят лазать по заборам и
стройкам.
Поэтому в 2012 году мы объединяем усилия с прокуратурой
города и области для стимулирования
застройщиков к освоению этих
территорий, потому что крупные градостроительные проекты у нас буквально «затыкаются» подобными
объектами. В первую очередь,
на площади Свободы, на улице Горького, где планируется строительство
дороги-дублера по ул. Родионова, на площади Лядова, которая в следующем юбилейном для Нижегородского
ополчения году будет полностью
реконструирована . Мы понимаем, что не
все существующие объекты будут украшать эту площадь в следующем году. Наведение
порядка в рекламе, в торговле также будет сопровождать градостроительную деятельность на территории города.
Возможное расширение границ города – это вопрос,
который мы с вами, коллеги, должны будем решать вместе и обсуждать сообща. Мы считаем, что границы
города должны проходить по каким-то естественным линиям – это дороги, железнодорожные пути либо русла
рек. На сегодняшний день границы города
зачастую проходят по лесу. Логика
принятия таких решений явно устарела, поэтому мы считаем, что выравнивание этих
территорий должно происходить. Кроме того,
границы города должны иметь понятные формы , без необоснованных мысов,
выступов и всего остального.
Это необходимо также и для реализации полностью
на средства города
инфраструктурных проектов на таких территориях, как, например, район
Анкудиновки, потому что прилегающие муниципалитеты не способны финансировать
данные серьезные проекты. Естественно,
это предмет серьезных консультаций, обсуждений, но мы говорим о том, что
планируем расширять границы города.
Я считаю, что 2011 год был достаточно знаковым годом
для Нижнего Новгорода. Новый импульс
развития получил нижегородский аэропорт, значительно увеличились
пассажиропотоки, началась локальная реконструкция, которая потом перерастет в
реализацию крупного инвестиционного проекта. Большое подспорье для города,
конечно же, скоростное сообщение с Москвой.
Я хочу
отметить серьезный приток бизнеса в Нижний Новгород благодаря тому, что
логистика транспортного сообщения с Москвой претерпела просто кардинальные
изменения. Сегодня у нас шесть
авиационных рейсов в Москву, скоростное сообщение комфортно для гостей города, для бизнеса, для проведения крупных международных выставок, мероприятий на
территории города.
Впервые Нижний Новгород был выбран площадкой
для проведения столь масштабного
международного мероприятия, как саммит ЕЭС – Россия . Мы понимаем
ответственность, которая ложится на нас в плане подготовки города, обеспечения
общественного порядка. В этом году также
многие спортивные события, которые проходили на территории Нижнего
Новгорода, показали, что взаимодействие с правоохранительными органами
организовано на высоком уровне и мы благодарны им за помощь в проведении этих
мероприятий. Ни одного серьезного происшествия допущено не было.
Доброй традицией Нижегородской области стал приезд первых
лиц государства.
Главным
проектом на ближайшие 10 лет мы считаем подготовку к 800–летию Нижнего
Новгорода. В 2012 году должна быть принята программа мероприятий, расписанная
на десятилетие. Мы должны многое сделать для того, чтобы
столь значимую дату в жизни Нижнего Новгорода отметить не только пышно, но и
серьезными градостроительными, инфраструктурными и экономическими изменениями».