Марк Самуилович Фельдман,
председатель постоянной комиссии городской Думы по бюджетной, финансовой и
налоговой политике, прокомментировал проект бюджета города на 2012 год:
- Хочу подчеркнуть, что
предлагаемый проект бюджета в процессе его отработки неоднократно обсуждался на
рабочих совещаниях главы города с профильными директорами департаментов, на
нашей профильной комиссии городской Думы, в других думских комиссиях, на публичных
слушаниях по бюджету, на совместном заседании всех комиссий городской Думы,
получив предварительное одобрение.
Понятно, что мы входим в очень непростой год. Почему? С одной стороны,
мы имеем рекордный, как справедливо отметил глава города, размер бюджета 2011
года: ни разу в нашей истории доходная часть бюджета не составляла 28
миллиардов рублей при расходах в 29 с небольшим и дефиците в один миллиард
рублей. При этом мы имеем заметное повышение международным рейтинговым
агентством рейтинга Нижнего Новгорода.
Основополагающим фактором,
который влияет на всю экономическую ситуацию, являются общемировые,
государственные, региональные и городские тенденции. Остановлюсь на моментах,
без которых не обходится формирование ни краткосрочных, ни среднесрочных, ни,
тем более, долгосрочных прогнозов вариантов бюджета. Наверное, сегодня во
временных понятиях мы подошли к понятию, когда от среднесрочного бюджета (в
представляемом проекте бюджета присутствует анализ трех предыдущих лет), нам
необходим прогноз бюджета на три года вперед. Думаю, что в январе будущего года
нам надо работать над долгосрочным бюджетом пяти - десятилетнего горизонта.
Несмотря на очень сложный
финансовый бюджет, в который мы входим, а особенно он осложняется позициями,
продиктованными федеральным законодательством, бюджет по-прежнему остается
социально ориентированным. Подчеркиваю, что более 60 процентов бюджета
лимитировано на социально необходимые статьи.
Итак, за счет чего же происходит
снижение параметров бюджета 2012 года? По налогу на доходы физических лиц
снижен процент отчислений в бюджет города с 30 процентов (в 2011 году) до 23.
Это серьезный разрыв. По налогу на имущество организаций отменены те 20
процентов отчислений, которые согласно закону Нижегородской области нам
поступали в 2011 году. Пошлины за регистрацию транспорта, иных юридических
действий с 1 января 2012 года в полном объеме передаются в федеральный бюджет.
Штрафы, которые взимает ГИБДД за нарушение правил дорожного движения, с 1
января 2012 года передаются в бюджет субъекта. В результате ожидаемых изменений
бюджетного законодательства план по доходам на 2012 год уменьшился на 2,6 млрд.
рублей. Это сильные потери для бюджета города, но, в данном случае, федеральный
доход первичен, и мы строго следуем
требованию закона. План поступлений от основного налога в 2012 году - 5, 3
млрд. рублей. Приведу статистику по этому налогу по годам: в 2007 году – 4, 4
млрд. рублей, в 2008 – 5,5, в 2009 – 5,2, в 2010 – 5,6, в 2011 – 6,3. Размер
дефицита бюджета составит 1 млрд. 39 млн. рублей.
На фоне повышения рейтинга, на
фоне стабильной ситуации с исполнением бюджета мы, безусловно, можем надеяться
на получение конструктивных займов от банковских учреждений, которые позволят
уложиться в бюджет 2012 года, чтобы покрыть займы перед кредитующими
организациями.
При расчете долгосрочного бюджета
необходимо учитывать генерацию источников пополнения бюджета. С самого начала
работы пятого созыва городской Думы и новой администрации на рабочих совещаниях
мы обсуждали те результативные вещи, которые позволили сформировать доходную
часть бюджета 2011 года в сумме 28 млрд. рублей. Но их недостаточно.
Я убежден, что при долгосрочном
прогнозе такой сегмент, как создание благоприятного инвестиционного климата в
Нижнем Новгороде, действительно может и
должен помочь городу. Очень важна программа расселения ветхого фонда, очень
важно работать над проблемой дефицита мест в детские дошкольные учреждения.
Усилия в этом направлении также формируют инвестиционный климат, что послужит
пополнением для городского бюджета. Освобождающиеся площади позволят вести
системную застройку на территории города, а если в городе будет решаться
проблема с местами в детских садах, то появятся и новые профессиональные
кадры, создающие продукт, а значит,
формирующие налоговую базу. Это должно стать предметом наших общих усилий, как
в наступающем году, так и в перспективе пяти – десяти ближайших лет.
Нижний Новгород как крупный
промышленный центр может предоставить возможности для развития новых
производственных площадок, а это, в свою очередь, позволит подходить к
формированию бюджета более масштабно.
Со своей стороны, хотел бы
выразить большую благодарность работникам департамента финансов, лично Светлане
Ивановне, которая в процессе работы над очень непростым бюджетом показала и
высокий профессионализм, и высокую организованность. Наверное, у всех депутатов
есть масса вопросов, с которыми к нам приходят избиратели. Понятно, что бюджет
непростой, но опыт 2011 года показывает возможности положительного решения
многих вопросов при консультациях с областным правительством. Конечно, что
хотелось их достигнуть уже сегодня, на берегу. Будем жить по средствам.