Городская Дума Нижнего Новгорода
Председатель городской Думы

27.07.2015«Есть темы святые: подготовка к отопительному сезону и подготовка школ к учебному году»

ГЛАВА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

22 июля состоялось очередное заседание городской Думы Нижнего Новгорода. В повестке дня значился отчет главы администрации о работе за 2014 год и вопрос о досрочном расторжении контракта с сити-менеджером Олегом Кондрашовым. По итогам голосования 30 депутатов признали отчет неудовлетворительным, 28 проголосовали за досрочную отставку. О том, почему депутаты приняли такое жесткое решение, мы поговорим с главой города Олегом Сорокиным.

 

- Олег Валентинович, почему именно сейчас принято такое решение?

- Итоги голосования серьезные и говорят сами за себя. Я считаю, что большинством голосов депутаты городской Думы приняли решение, которое соответствовало текущему положению дел. Напомню, что впервые в таком ключе вопрос поднимался депутатским корпусом еще в начале 2014 года. Тогда обстоятельства внешней политики и внутренней городской политики не позволяли обострять ситуацию, тем не менее, если мы видим, что объективно из месяца в месяц ситуация ухудшается, в том числе и с поступлением доходов в бюджет города, а мы продолжаем вводить жителей города в заблуждение, – это неправильно. Если дела идут плохо – скажи людям правду. Я с себя ответственности тоже не снимаю. Ситуацию нужно было срочно исправлять еще в конце 2014 – начале 2015 года. К сожалению, ни антикризисного плана, ни плана снижения издержек по текущим затратам, ни выбора приоритетных проектов - ничего этого не произошло. Плюс - наложились сомнительные сделки с городским имуществом, что и стало точкой кипения для депутатского корпуса.

 

- Тем не менее, это произошло в разгар предвыборной кампании, и есть мнение, что это политическая борьба…

- Чтобы у жителей Нижнего Новгорода появилась ясность в той системе управления, которая существует в городе Нижнем Новгороде, скажу следующее: есть глава администрации - сити-менеджер - нанятый по контракту человек, который обязан следить за городским хозяйством: вывозить снег, убирать мусор, ремонтировать дороги, приводить в порядок дворы. Это не политическая должность, и приписывать ей политический статус ошибочно. Я всегда говорил о том, что политической ошибкой было сделать Олега Александровича руководителем городского отделения партии «Единая Россия». Это должности тяжело совместимые. Город-миллионник требует пристального внимания главы администрации 24 часа в сутки.

 

- Это было его личное решение? И должен ли он был с вами советоваться?

- Согласовывать не должен, но советоваться должен был не только со мной, как с представителем работодателя, но и со всем депутатским корпусом. Увлечение  публичными должностями, такими, например, как президент хоккейного клуба, тоже требует времени, внимания и заботы. Приди и скажи: уважаемые коллеги, у нас в городе нет проблем, а у меня есть свободное время, которое я хотел бы посвятить общественно-политической деятельности. Сегодня в городе огромное количество нерешенных проблем, и тратить свое время на подобные увлечения, я считаю, не позволительно для человека, главным функционалом которого является хозяйственная работа. Президент сказал: «Негоже государственным чиновникам лезть в спортивные федерации, заниматься политической деятельностью. У каждого есть свой определенный, в том числе, законом функционал». Олег Кондрашов в должности сити-менеджера – хозяйственник, поэтому ошибочно предавать этой ситуации политическую окраску. Это выглядит, как забастовка дворников во дворе.

- Депутаты из фракции КПРФ предлагали отправить Кондрашова в отставку в мае, было собрано порядка 20 тысяч подписей жителей, но это инициатива не была принята.

- Кипит не только депутатский корпус, но и отдельные районы города недовольны политикой городских властей. Для меня это - серьезный симптом и фактор для беспокойства. Инициатива, с которой выходила КПРФ, безусловно, была услышана. Другое дело, что есть определённые процедуры, и я твердо убежден, глава администрации, так же как и глава города, должен отчитываться. Это прописано во всех законах. Но отчет отчету рознь. Глава города не отчитывается за количество вывезенного снега, ремонт кровель, работу общественного транспорта, не отчитывается за те вопросы, которые поставлены перед главой администрации, жителями города и депутатами. Могу привести еще полтора десятка вопросов, за которые глава города не отчитывается. Безусловно, часть работы администрации находит отражение в отчете главы города. Мой последний отчет состоял из 135 страниц, работе администрации в нем было посвящено 25. Здесь пальму первенства делить не нужно, нужно вместе работать.

 

- Может быть, двуглавая система управления городом изжила себя или совершенно не подходит для управления большим городом?

- Наоборот, проявилась эффективность системной работы. Глава города отвечает, в первую очередь, за то, чтобы нанятый сити-менеджер исполнял свои обязанности. Инструмент контроля – глава города, контрольно-счетная палата, депутатский корпус. Поэтому я считаю, что система как раз работает, и когда одна из голов заболеет, - ее лечит другая голова. В прямом и переносном смысле эта система сдержек и противовесов на сегодняшний день эффективно работает. За последний год мы приняли несколько важнейших нормативных актов. Очень серьезно ужесточили положение по распоряжению муниципальным имуществом. Сейчас такие сделки, как нашумевшая сделка с «ТЭК НН», уже невозможны. В течение трех предыдущих лет мы встречали огромное сопротивление со стороны администрации города и отдельных руководителей области. Прозрачность в распоряжении имуществом мало кому нужна. В результате получили некрасивую ситуацию. Мы понимаем, что определенные сделки должны проходить при тройной проверке и под тройным контролем. Мы приняли, наконец-то, Положение о том, как должен отчитываться глава администрации, потому что его отсутствие, несмотря на то, что это было прописано в федеральном законе, постоянно служило отговоркой, - получался замкнутый круг. Депутаты набрались мужества, и этот круг разорвали. Плюс к этому городская контрольно-счетная палата получила мощные функции. Теперь все городские предприятия, так или иначе связанные с бюджетными деньгами, попадут под строжайший финансовый контроль.

 

- На заседании Думы был избран председатель контрольно-счетной палаты, которая теперь наделена большими полномочиями. Это позволит в большей степени контролировать расход бюджетных средств?

- Безусловно. Пример эффективной работы контрольно-счетной палаты, и даже в том виде, в котором она существовала, уже есть. Когда на предприятии, которое осуществляет пассажирские перевозки закупается бензин дороже, чем он продается на заправках - это  не может не вызывать вопросов. Если взять ту же ситуацию с Каргиным, почему он так возмутил власть? Потому что предприниматель говорит, что если вы будете закупать бензин и запчасти также, как я, по нормальным рыночным ценам, а не в 2 раза дороже, вы сможете возить людей за 15 рублей. И власть сразу встала на дыбы: какой плохой предприниматель! Он хочет возить людей на 5 рублей дешевле, чем делают все остальные. Он говорит: исключите коррупционную составляющую всех этих перевозок, и при этом качество услуг не снизится -  конечно, люди встали за его защиту. Вместо того, чтобы опыт отдельно взятого успешного предпринимателя распространить на всю систему городского транспорта, городская администрация начинает его топтать. Депутаты и глава города понимают суть этой проблемы, неслучайно мы провели проверку и получили подтверждение, что Каргин прав. Откуда берутся эти безумные цены? Они берутся исключительно от бесхозяйственности и откровенного воровства.

 

- Олег Валентинович, могли бы конкретно назвать коротко основные претензии к  работе городской администрации?

- Городская администрация - это не то место, где исключительно совершаются подвиги, действительно, работа очень тяжелая, напряженная, ответственная, и в ее оценке очень важна объективность. Поэтому не только глава города должен давать оценку, но и депутаты, которые общаются с жителями, своими избирателями.

Основные моменты я бы назвал следующие. Первое – это ремонт дорог. Мы видим, что в этом году он практически не проводился. Самый яркий пример  – Молитовский мост, который скоро в непроездную дорогу превратится, локальные меры ситуацию не спасают. Посмотрите на центр города: Ильинская, Белинского и многие другие сейчас в  ненадлежащем состоянии. Есть на это деньги или нет? Много нет, но кое-что есть, и нужно было это делать. Мы не выполнили, я говорю «мы», отождествляя в этой программе себя и Олега Александровича, обещание в каждом районе города по одному ФОКу. Вторую половину 2014 и весь 2015 год работы, практически, остановились. Мы бросили несколько объектов, и факт остается фактом, программу провалили. Волновое расселение, которое замечательно у нас шло,  в 2014 году, как только мы передали полномочия области, программа просто перестала существовать. Ее похоронили, совершено намеренно, потому что главная соль этой программы  - то, что город строил жилье самостоятельно, и себестоимость этого жилья у нас была 37 тысяч рублей за квадратный метр. До этого за бюджетные деньги квартиры для жителей ветхого и аварийного фонда  покупались  по 45-50 тыс. рублей за квадратный метр, и сотни миллионов рублей мы тратили на ветер. Возвращаясь к ситуации с общественным транспортом, отмечу, что подвижной состав, особенно наземного транспорта, начинали обновлять три года назад: появились первые ласточки в виде новых оранжевых ПАЗиков, а потом - провал. Электронный билет за пять лет ввести не смогли. Казалось бы, что может быть проще? Объясню, почему не хотят этого делать -  потому что люди будут меньше платить за билеты. Вот цепочка отношений, которая влечет за собой повышение тарифов и снижение качества услуг.

 

- До выборов остается фактически два месяца, и в этой сложной ситуации остается ремонт школ, подготовка к отопительному сезону. Насколько будет тяжело все это контролировать? Справитесь?

- Нельзя в городе создавать культ личности отдельно взятых руководителей. Если один человек покидает систему городской власти, то никакой трагедии произойти не должно. За последние два месяца мы с Олегом Александровичем встречались по рабочим вопросам всего несколько раз, хотя раньше у нас был четко заведенный график: в понедельник после оперативки полтора-два часа, и в четверг после обеда полтора-два часа. Мы обсуждали все рабочие процессы и моменты, которые должны происходить в городе. Последние два месяца получалось, что проблемы прятали, а их все равно не спрячешь - они выплывают одна за другой. Есть темы святые: подготовка к отопительному сезону и подготовка школ к учебному году. Мы обязаны это сделать, поэтому в городе ситуация абсолютно контролируемая. Не нужно ее излишне драматизировать и политизировать.

- Спасибо за интервью и желаю вам удачи.

Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц