Городская Дума Нижнего Новгорода
Новости городской Думы

03.09.2015Городская Дума Нижнего Новгорода имела полные основания досрочно прекратить полномочия главы администрации города

Городская Дума Нижнего Новгорода имела полные основания досрочно прекратить полномочия главы администрации города

Юридическое управление городской Думы Нижнего Новгорода представило на заседании 2 сентября 2015 года заключение  правовой экспертизы по вопросу «О распоряжении Правительства Нижегородской области от 28 июля 2015 года № 1378-р «О решении городской Думы города Нижнего Новгорода от 22 июля 2015 года № 160». Подавляющим большинством  - 27 голосами  «за» -  депутаты городской Думы отклонили распоряжение правительства Нижегородской области от 28 июля 2015 года №1378-р «О решении городской Думы Нижнего Новгорода от 22.07.2015 №160».

         Представляем полный текст юридического обоснования законности и правомочности действий городской Думы Нижнего Новгорода.

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 28 июля 2015 года № 1378-р «О решении городской Думы города Нижнего Новгорода от 22 июля 2015 года № 160» (далее также – распоряжение) содержит предложение городской Думе города Нижнего Новгорода отменить решение от 22 июля 2015 года № 160 «О досрочном прекращении полномочий главы администрации города Нижнего Новгорода Кондрашова Олега Александровича и прекращении (расторжении) с ним контракта», главе города Нижнего Новгорода – обратиться в суд для расторжения контракта с главой администрации, до вступления в силу решения суда не расторгать данный контракт, а также содержит предупреждение об ответственности за нарушение законодательства, недопустимости необоснованного увольнения и назначения муниципальных служащих.

Издание распоряжения обосновывается пунктом «е» части 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 184-ФЗ), который предусматривает, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд.

Статья 21 Федерального закона 184-ФЗ устанавливает основные полномочия  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации: «Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии» (часть 1 статьи 21).

Именно для реализации данного основного полномочия высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты или обратиться в суд (пункт «е» части 2 статьи 21).

Решение городской Думы города Нижнего Новгорода «О досрочном прекращении полномочий главы администрации города Нижнего Новгорода Кондрашова Олега Александровича и прекращении (расторжении) с ним контракта» принято в рамках полномочий городской Думы города Нижнего Новгорода как работодателя в отношении муниципального служащего – главы местной администрации (в соответствии с частью 6 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования). Данное полномочие городской Думы не связано с полномочиями Правительства Нижегородской области, для реализации которых Правительство вправе давать органам местного самоуправления какие-либо рекомендации.

Отмечу также, что конституционность пункта «е» части 2 статьи 21 Федерального закона № 184-ФЗ уже была предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19.02.2009 № 136-О-О «Об отказе к принятии к рассмотрению жалобы администрации городского округа город Воронеж на нарушение конституционных прав местного самоуправления подпунктом «е» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной сласти субъектов Российской Федерации» указал, что реализация положения подпункта «е» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» возможна лишь с учетом всех требований Конституции Российской Федерации, ее статей 130, 131, 132, и с использованием процессуального механизма, предусмотренного совокупностью норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, как было указано в определении Конституционного Суда, формы и способы такого контроля, его механизм и порядок осуществления не должны нарушать гарантии самостоятельности местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с нею федеральными законами, и противоречить принципу разделения властей. Тем самым устанавливаются пределы полномочий субъекта Российской Федерации по контролю за законностью при осуществлении местного самоуправления, рамки которого в соответствии с Конституцией Российской Федерации конкретизируются Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (глава 10), другими федеральными законами.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьями 1, 21, 26 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением Федеральных законов органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Таким образом, государственный надзор в данной сфере осуществляют органы прокуратуры, а не органы государственной власти Нижегородской области.

Поскольку Правительство Нижегородской области органом государственного контроля (надзора) не является, то распоряжение Правительства Нижегородской области от 28 июля 2015 года № 1378-р «О решении городской Думы города Нижнего Новгорода от 22 июля 2015 года № 160» должно рассматриваться как рекомендация органу местного самоуправления, не имеющая характера обязательной для исполнения.

 

Принятие городской Думой решения от 22 июля 2015 года № 160 «О досрочном прекращении полномочий главы администрации города Нижнего Новгорода Кондрашова Олега Александровича и прекращении (расторжении) с ним контракта» основано на нормах законодательства Российской Федерации.

Как установлено частью 6 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 131-ФЗ, лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (часть 3 статьи 9, часть 2 статьи 11) глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых распространяется действие трудового законодательства. Поэтому, поскольку главой местной администрации, назначенным на должность по контракту, осуществляется руководство соответствующим юридическим лицом (местной администрацией), правомерным является расторжение контракта с ним с учетом особенностей, обусловленных как статусом местной администрации, так и нахождением названного лица на муниципальной службе, а равно порядком назначения его на должность и заключения контракта - с применением дополнительных оснований для прекращения трудового договора с руководителем организации, установленных статьей 278 Трудового кодекса Российской Федерации.

Случаи и основания досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, предусмотренные в виде специального перечня в части 10 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», являются дополнительными к основаниям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации, и не могут служить основанием для вывода о том, что к рассматриваемому случаю Трудовой кодекс Российской Федерации не может быть применен.

Кроме того, необходимо отметить, что пунктом 10.3 контракта, заключенного с О.А.Кондрашовым 6 декабря 2010 года, предусмотрено, что контракт с главой администрации города Нижнего Новгорода может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе городской Думы города Нижнего Новгорода, главы города Нижнего Новгорода по иным основаниям, установленным трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе. Условия контракты были утверждены решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 03.11.2010 № 57 и официально опубликованы до проведения конкурса и назначения О.А.Кондрашова на должность главы администрации города Нижнего Новгорода. Указанное решение городской Думы никем не оспорено и судом не соответствующим законодательству не признано. Контракт был подписан О.А.Кондрашовым в результате победы в конкурсе на назначение на должность главы администрации города Нижнего Новгорода, в котором все граждане принимали участие добровольно и без принуждения.

Также в Российской Федерации существует множество примеров прекращения полномочий и расторжения контрактов с главами местных администраций по инициативе представительных органов по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации. Данные случаи неоднократно были предметом рассмотрения судов всех уровней, в том числе Верховного Суда Российской Федерации, которые подтвердили право представительных органов принимать решения, аналогичные решению от 22 июля 2015 года № 160 «О досрочном прекращении полномочий главы администрации города Нижнего Новгорода Кондрашова Олега Александровича и прекращении (расторжении) с ним контракта».

На основании изложенного, оснований для отмены решения от 22 июля 2015 года № 160 «О досрочном прекращении полномочий главы администрации города Нижнего Новгорода Кондрашова Олега Александровича и прекращении (расторжении) с ним контракта» у городской Думы города Нижнего Новгорода не имеется.

Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц