Заседание Думы 20.04.2011
Добрый день,
уважаемые коллеги!
Позвольте
подвести итоги исполнения бюджета за 2010 год.
Проект постановления
«Об исполнения бюджета города Н. Новгорода за 2010 год» в соответствии со статьей 95 «Положения о
бюджетном устройстве и бюджетном процессе»
внесен главой администрации города в городскую Думу в сроки и со следующим пакетом документов: проект решения городской Думы об исполнении бюджета; отчет о
бюджетных кредитах (ссудах),
предоставленных за счет средств бюджета города; отчет о расходовании
средств резервного фонда; пояснительная записка; отчет о предоставленных администрацией города муниципальных
гарантиях; о внутренних
заимствованиях администрации города; о состоянии муниципального долга; об исполнении источников внутреннего финансирования дефицита бюджета города Нижнего
Новгорода; о доходах, полученных от использования муниципальной собственности;
перечень муниципальной собственности города, отчужденной в отчетном
финансовом году.
Отчет об исполнении бюджета города Н.Новгорода
за 2010 год составлен в полном соответствии
с бюджетным законодательством.
С целью проверки
достоверности показателей представленной консолидированной отчетности об исполнении бюджета города Н.
Новгорода контрольно-счетной палатой
городской Думы были проведена внешняя проверка. В ходе настоящей
проверки использовались результаты проверок отчетности
главных распорядителей бюджетных средств и результаты проверок
использования средств городского бюджета на финансирование деятельности
бюджетных учреждений и оплату муниципальных нужд.
Основные параметры первоначально принятого
бюджета на 2010 год постановлением городской Думы от 16.12.2009 года № 136
следующие:
общий
объём доходов бюджета - 14,4 млрд. руб.;
общий
объём расходов бюджета - 14,9 млрд. руб.;
плановый
размер дефицита бюджета -0,5 млрд. руб.
В течение
года в бюджет городской Думой 9 раз вносились изменения. Уточненные параметры бюджета:
общий объём доходов бюджета - 19,9 млрд.
руб.;
общий объём расходов бюджета - 21,8 млрд.
руб.;
плановый
размер дефицита бюджета - 1,9 млрд. руб.
Фактическое
исполнение городского бюджета за 2010 год характеризуется следующими параметрами:
доходы
в сумме - 19,7 млрд. руб.;
расходы
в сумме - 21,0 млрд. руб.;
дефицит
бюджета - 1,3 млрд.
Представленный анализ исполнения бюджета
2010 года построен к периоду с 2008 до 2009.
Бюджет города в 2010 исполнен по доходам
на 98,9 % к уточненному плану, по расходам на 96,5% к уточненному плану.
Доходная часть бюджета в 2010 году составила 19,7 млрд.
руб., что на 511,3 млн. руб. меньше, чем в 2008 году и на 385,2 млрд. руб.
больше, чем в 2009.
В период с 2008 по 2010 год доля налоговых
доходов выросла с 39,9% до 43,9%, доля безвозмездных поступлений колеблется от
39,1% в 2008 до 45,2 % в 2009 и 40,7% в 2010, а доля неналоговых доходов
планомерно снижается с 21% в
2008 до 15,4% в 2010.
Рассмотрим основные факторы, повлиявшие на данную динамику.
Основным налоговым
источником доходной части бюджета, как и в прошлые годы, был налог на доходы физических лиц. В 2010 году его
показатель стал рекордным и составил 5,6 млрд. руб., что на 336,6 млн. руб.,
больше чем в
2009 и на 100,0 млн. больше, чем в «золотом» 2008.
Остальные налоговые доходы также росли как к уровню 2009,
так и к уровню 2008 года. В этой связи хотелось бы отметить рост на 185,4 млн.
руб. по сравнению с 2008 годом суммы поступлений от налога на имущество организаций.
У единого налога на
вмененный доход для всех видов деятельности (ЕНВД) несколько иная динамика. Он вырос на 5,7 %
от уровня 2009 года, но показателей
2008 не достиг. Несомненно, на это повлияло и сокращение на 30%
общего числа субъектов малого бизнеса.
В отношении неналоговых доходов тенденция
такова. Исполнение за 2010 год к уровню 2009 растет, но показатели 2008 года
выполнены лишь наполовину.
Так доходы от
использования муниципального имущества (аренды земельных участков и муниципального имущества) составили
2,1 млрд. руб., что на 106,5 млн.руб. больше чем в 2009 , но на 620,5 млн.
руб., меньше чем в 2008.
Доходы от продажи муниципального имущества
составили 586,0 млн. руб., что на 185,1 млн. больше, чем в 2009, но на 560,3
млн. руб. меньше, чем в 2008.
В доходах бюджета 2010 года 40,7 %
составляют межбюджетные трансферты. В
первоначально принятом бюджете запланированная сумма межбюджетных
трансфертов была лишь 3 млрд. руб. В течение года дополнительно были получены и
освоены еще 5 млрд. руб. Использование этих средств
носило капитальный характер. Они были направлены на ремонты дорог, Канавинского
моста, жилого фонда города, строительство ФОКа, приобретение жилья для ветеранов и инвалидов.
В целом за 2010 год безвозмездных
поступлений от вышестоящих бюджетов получено 8,0 млрд. руб., что на 715,9 млн.
руб. меньше чем в 2009 году, и на 109,0 млн. руб. больше чем в 2008.
Расходная часть бюджета в 2010 году составила 21,0 млрд.
руб., что на 778,4 млн. руб. больше, чем в 2009 году и на 595,8 млн. руб.
меньше чем в 2008.
Депутатский корпус 4-ого созыва, принимая
бюджет на 2010 год, руководствовался рекомендациями федерального правительства
о планировании максимально реалистичных параметров бюджета и выполнении всех
социальных обязательств города.
Если
сравнить структуру расходов бюджета 2008, 2009 и 2010 годов получается следующее:
Как справедливо отметил господин Котюсов на публичных слушаниях, расходы на социальную
сферу растут из года в год. Причем увеличение расходов происходит как за счет
межбюджетных трансфертов, так и за счет собственных
доходов. С 2008 года финансирование социальной сферы
увеличилось почти на 2 млрд. руб.
Расходы на ЖКХ в 2010 году составили 5,3
млрд. руб., что на 1,2 млрд. руб. меньше чем в 2008. Причем суммы, выделенные
на благоустройство и коммунальное
хозяйство, вполне сопоставимы с показателями 2008 года, основное
снижение произошло в сфере финансирования жилищного хозяйства. Главная причина - это снижение суммы поступлений из Фонда содействия
развитию ЖКХ. Так в 2008 году поступило 971,2 млн. руб. против 253,2 млн. руб.
в 2010.
Расходы на транспорт, дорожное хозяйство в
2010 составили 3,8 млрд. руб., что на 1,2 млрд. руб. меньше чем в 2008. Это
снижение связано исключительно с уменьшением суммы межбюджетных трансфертов. По
данной отрасли основной объект, финансируемый совместно с вышестоящими
бюджетами, - это метро. Так в 2008 году на строительство объектов метрополитена
было потрачено 4,2 млрд. руб., а в 2010 только 2,7 млрд. руб.
Фактический
дефицит в 2010 году не превысил разрешенного размера.
Уважаемые коллеги, на
основании вышеизложенного и на основании рассмотрения отчета об исполнении бюджета г. Н. Новгорода за 2010
год на публичных слушаниях, предлагаю отчёт
по исполнению бюджета утвердить.