Интервью опубликовано здесь:
http://www.ifregion.ru/politics/interview/66690
Иван Карнилин: «Будущему главе администрации я скажу, что надо защищать город»
Избранный 7 октября глава Нижнего Новгорода Иван Карнилин дал первое интервью в новом качестве агентству "ИФ-Регион". Отрадно отметить, что пресс-служба гордумы оставила главу города один на один с журналистом, позволив задавать любые вопросы. Чем Ирина Славина и воспользовалась.
– Иван Николаевич, перед интервью с вами я просила читателей сообщить, что они хотят у вас спросить. Вопросов было море. И почти все они говорили о то, что, во-первых, город находится в запущенном состоянии и, во-вторых, горожане совсем не разбираются, за что отвечает глава города. Например, меня просили узнать, почему до сих пор нет отопления на улице Широкая, 4…
– Ранее я был председателем думы, работая с избранными мэрами. И люди привыкли, что есть один градоначальник – он же мэр, он же глава города; и есть председатель думы, который занимается представительным органом власти. В 2010 году произошло изменение, и теперь у людей, действительно, сумбур в голове. Они привыкли к одному человеку, который отвечает за все – и за отопление, и за тротуары, и за бюджет, и за политику. Как бы донести до народа, что функции главы города и главы администрации разделены… Хотя, я думаю, сложно это будет. Функции разделены, но они повыше сегодня у депутатского корпуса. Если раньше, допустим, был избранный мэр города, его же никто не мог снять с работы: люди избрали, и он пока не закончит свои полномочия работает. Сейчас мы, депутаты, нанимаем на работу сити-менеджера – главу администрации. И можем его уволить, как это произошло, к сожалению, недавно. Но при этом глава города и депутаты не могут вмешиваться в оперативную ситуацию.
– То есть в текущие расходы бюджета…
– Совершенно верно. Но это должны быть на контроле у нас. Есть комиссии. Допустим, по жилищно-коммунальному хозяйству. Там рассматриваются проблемы теплоснабжения, водоснабжения и так далее. Но депутаты ведь не собираются каждый день. У каждого из них есть своя работа. Поэтому за все хозяйство отвечает, конечно, администрация города. Под нашим контролем.
– Расскажите, пожалуйста, что у вас как у главы города в приоритете.
– Для меня самое главное, чтобы город жил и развивался. Значит, нужно заниматься доходной частью бюджета. Хотя доходами тоже занимается администрация. Но мы должны вместе с ней это делать.
– Мы еще вернемся к вопросу о доходной части бюджета, а сейчас позволю себе напомнить, что у города полно долгов. В открытую говорится, что город банкрот. Не знаю, расплатились ли с подрядчиками по контрактам 2014 года, но обещания были даны закрыть эти долги к началу сентября. Что в итоге?
– Действительно, ситуация сложная. Очень много кредитов, очень большая кредиторская задолженность. Долги (цифры, правда, небольшие) есть и за 2014 год. Я спросил исполняющего обязанности главы города Андрея Геннадьевича Черткова и директора департамента финансов Светлану Ивановну Утросину, почему это произошло. Получил ответ, что… как бы помягче вам это сказать… Ну, некомпетентные, мне кажется, были расходы…
– А мне не надо помягче, если что.
– Не надо? Я думаю, средства, которые тратились, они были нерационально использованы. Не было рачительного исполнения бюджета. Если взглянуть, по большому счету, что же глобального было сделано, - и вроде ничего такого нет. Поэтому… Бюджетом мы сейчас будем заниматься. В понедельник собираю председателей комиссий на первое заседание и представителей администрации. Будем детально рассматривать бюджет: и исполнение 2015 года, и, конечно, 2016 год. Хочу, чтобы депутаты вникли в эту ситуацию. Надеюсь, будет встреча с губернатором. Мы уже направили наши предложения по бюджету. Конечно, нам нужна будет помощь областного правительства. Думаю, она будет оказана.
– Вы думаете или надеетесь?
– Надеюсь.
– А если область захочет, условно говоря, отомстить за произошедшее на выборах главы города?
– Я думаю, этого не будет. Во-первых, лично у меня нет никакого антагонизма ни с губернатором, ни с членами правительства. И я видел на телеканале интервью, в котором губернатор сказал, что нет проблем никаких. Как он сказал, у "Единой России" скамейка запасных большая. Один с нее здесь оказался. Я не думаю, что правительство будет до такого уровня опускаться, чтобы мстить. Я думаю, будет конструктивная нормальная работа. И потом лично у меня с Валерием Павлиновичем всегда были отношения хорошие. И в теннис с ним раньше играли.
– Так может это и есть ответ на вопрос, чей Карнилин? Этим вопросом 7 октября задавались в городе многие. Первый вопрос по итогам выборов главы города: чей Карнилин?
– Отвечаю: общий.
– Ну, хорошо. А каков ваш бизнес и что с ним теперь будет?
– Громадного бизнеса нет. Есть доля у меня в одной фирме, в декларации сведения о ней есть. А так я был нанятый менеджер в одной из организаций - заместитель генерального директора ЗАО "ТехноМашХолдинг". Уволился.
– Бизнес в какой сфере?
– Услуги.
– Услуги бывают разные. Какие именно?
– Развлекательные. Культурно-развлекательные. Спортивного направления.
– Иван Николаевич, сразу прошу простить мне этот вопрос – обидеть вас не хочется. Но мне не запомнилось ваше депутатство в думе V созыва. Я не помню, чтобы вы выступали по каким-то острым вопросам. Неизвестно, какие именно проблемы города волновали вас более всего. Вот, например, депутат Котельников двигает тему грамотного обращения с отходами. Депутат Богданов всегда выступал о проблемах сферы образования… Какая ваша тема?
– Что значит быть заметным или не заметным? Если посмотреть на результаты выборов, они сами за себя говорят.
– Как, кстати, вам удалось их добиться?
– Объясняю. Вот сейчас закончились выборы, немного устаканится власть, назначим сити-менеджера – и опять я поеду на свой избирательный округ встречаться с избирателями и заниматься их проблемами. Почему некоторые депутаты, которые много выступали в думе, проигрывают выборы? Потому что они занимаются своим избирательным округом от выборов до выборов: избрались – забыли. За полгода до очередных выборов вспомнили, побежали к избирателям. А я это делаю постоянно. Я не теряю нить со своими избирателями, и они это подтвердят. Я знаю очень многих по именам, в лицо. На последних выборах, помню, девушка с коляской стояла и ее мама. Показывают мне фотографию: вот, Света в детском садике и вы ей подарок вручаете, а сейчас Света уже коляску катает. Я же с 1994 года депутат. Новое поколение уже выросло.
– А как же ротация? Она же должны быть!
– Да, я согласен. Но доверие избирателей куда денешь? Ведь ротация есть, не я же один на выборах по этому округу. А избирают меня. Ротация должна быть в исполнительной власти больше всего. И постоянная! Я уверен, что глава администрации не должен работать более двух сроков. А когда депутатов выбирают и есть доверие людей… Одна дума – это один период в жизни. Другая дума – уже другой период в жизни. Поэтому тут ротации не может быть. Если есть доверие людей, самое главное. А в исполнительной власти ротация нужна.
– Хорошо, давайте посмотрим, что сделали с доверием людей. На конференции "Единой России" в главы города был выдвинут Олег Валентинович Сорокин. А дальше – все то, что произошло, о чем все знают. Со стороны выглядит очень некрасиво, мягко говоря. Что вы думаете по этому поводу?
– Есть Устав у партии. Согласно этому Уставу, генеральный совет может остановить решение местной конференции. С юридической точки зрения ничего не нарушено.
– А с моральной?
– Да, есть вопросы.
– Ваше отношение к возвращению выборов мэра?
– Жизнь меняется. И отношение к некоторым вещам меняется. Но что касается этого вопроса, я всегда был за всенародные выборы главы города. Хотелось бы, чтобы люди были участниками этого процесса и несли ответственность за свой выбор. Я думаю, власть когда-нибудь к этому придет. И законы поменяются. Ведь посмотрите, какая явка на выборах в гордуму маленькая. До 30% нет явки. Люди не хотят участвовать.
– Мне кажется, люди поделились на две категории: одни не хотят участвовать, другие с готовностью продают свои голоса за 300 рублей или пакет гречи. Полагаю, вы слышали об этих скандалах с массовым заключениями договоров на оказание каких-то там услуг депутату. Понятно, что юридически к этому не придраться, но опять-таки возвращаемся к морали.
– Да, к сожалению, не придраться. Приходят такие депутаты, которые голоса скупали, а потом люди ищут своего депутата и не могут найти. Через пять лет придет следующий по такой же технологии. Это плохо.
– Что, люди не понимают, что делают?
– Может быть, не понимают. Но, может быть, им просто неинтересно выбирать депутатов. Вот мэра выбирать интересно. А депутаты не отвечают за хозяйственную часть. Кулуарные выборы главы города – лично я против них. Я за всенародные выборы.
– Есть горожане, которых интересует ваше отношение к продаже "Теплоэнерго" и "Нижегородского водоканала", акции которых пока принадлежат муниципалитету. В чьих руках, как вы думаете, они должны быть?
– Я думаю, в городских. И, я думаю, другого не произойдет. И, уверен, к этому вопросу никто возвращаться не будет. Это мое мнение. Я еще не вникал в этот вопрос, но думаю, что так и будет. И если вдруг что-то будет происходить, городская дума, депутаты будут против. Пока не знаю, кто станет главой администрации, но, думаю, он тоже будет против этого. Потому что управлять городом без таких предприятий невозможно. Они должны быть под контролем.
– А кого вы хотите видеть главой администрации?
– У меня есть свои кандидатуры. Я пока их не буду озвучивать. Это преждевременно.
– Понимаю. Продолжим. Возможно, вы слышали, что в Нижнем Новгороде остро стоит вопрос сохранения, так скажем, остатков историко-культурного наследия. Исторический центр, по сути, уничтожен. Между тем есть замечательные примеры в нашей стране, в частности, в городе Томск, где сохраняется и реставрируется ценная деревянная архитектура. Что утешительного вы можете сказать нижегородцам по этому поводу?
– Есть такой энтузиаст у нас в городе, всем известный и близкий мне человек – Сериков Александр Алексеевич. Мне кажется, он человек такой инициативный и бьется всегда за это. Мы с ним нечаянно встретились на одном мероприятии, и он мне тоже про этот вопрос. Я ему сказал, что назначу встречу, чтобы эту проблему обсудить. Потому что он талантище. И готов помогать. Что касается примеров… у нас и свой есть пример: вот, привели в порядок улицу Рождественскую…
– Привели в порядок фасады по красной линии. А что творится во дворах…
– Ир, я думаю, к этому вопросу вернемся попозже.
– Вы готовы привлечь энтузиастов и специалистов в этой сфере?
– Да, готов. Потому что все равно это нужно делать. У нас впереди юбилей города. Посмотреть надо и на улицу Ильинскую. Рядом очень много храмов. Храм Вознесения начали реставрировать. Я встречался с владыкой Илией, который является его настоятелем. С ним тоже это дело обсуждали. Александр Алексеевич Сериков обязательно привлечет к нему энтузиастов. И будем этот вопрос рассматривать.
– То есть этот вопрос вы хотите замкнуть на господине Серикове?
– Почему? И на себе тоже. Но должен кто-то толкать проект и быть грамотным, знающим. Он как раз из этих людей.
– Сохранение парков и скверов – еще одна тема, которая волнует многих нижегородцев. Вроде и законы есть, которые их охраняют, но… Когда понадобилось, например, треть территории парка имени Пушкина перестала быть рекреационной зоной и стала предполагаемой строительной площадкой нового оперного театра. Это возмущает.
– Согласен. Помните, у нас на думе был вопрос по парку Кулибина?
– Конечно!
– Как мы встали на его защиту, чтобы не расширять дорогу. Я думаю, сейчас не будет вставать вопрос об оперном театре. Средств нет на это. И, может быть, это хорошо, – парк будет сохранен. Но на проблему надо обращать внимание. Во время выборной кампании я встречался с людьми, говорили о парке "Дубки" в Ленинском районе, что надо наполнить его спортивными элементами. Я сам там катался, когда в школе учился, на лыжах.
– А я помню классные качели-лодочки…
– Вы тоже там жили?
– Да, на улице Снежной. Там прошло мое детство.
– А я на Херсонской!
– На Херсонской жил мой дед. До пятого класс я училась в школе №184.
– Да?! А я закончил ее. В 1974 году… Так вот, "Дубки" мы насытили спортивными элементами, убрали всякие шашлычные. Мне нравится. Когда в парке крутят-вертят шашлыки, выпивают тут же – это неправильно. Я знаю, что в Сормове хороший парк сделали.
– Там как раз шашлычных предостаточно.
– Наоборот, мне сказали. Хочу туда на этой неделе съездить. Я думаю, мы будем на эту проблему внимание обращать. Но скажу честно: бюджетом стал заниматься – немного грустновато стало. Но эти вещи упускать нельзя!
– Есть мнение, что парки должны оставаться в руках муниципалитета. И средства выделяться на них тоже муниципальные. Потому что у частника свои представления о прекрасном.
– Да, он должен прибыль извлекать. Лучше, конечно, чтобы парки были в муниципальных руках.
– У меня есть три персональные претензии к думе V созыва. Если позволите. Это, во-первых, практически без сопротивления "слив" Дворца спорта в областную казну, в результате чего без собственной материально-технической базы осталась детская спортивная школа по фигурному катанию, хоккею и шорт-треку. Это был самый лакомый актив, когда в очередной раз перетасовывались учреждения и имущество, и в город передавались учреждения дополнительного образования, музеи и так далее. В том числе театр "Вера". Вторая претензия: разоренное здание театра "Вера" было принято в муниципальную казну без копейки средств на его реконструкцию. Разбомбили – и забросили, а город взял эти руины. И третье: с огромными долгами муниципалитет взвалил на себя "Нижегородпассажиравтотранс". Понятно, что про Дворец спорта можно уже забыть, но что вы собираетесь делать со вторым и третьим?
– Это претензия к думе, да?
– Да.
– Дума рассматривает те вопросы, в основном, которые предлагает администрация. Если администрация выходит с каким-то вопросом, она на нем настаивает. И говорит, что это нужно. И когда глава администрации настаивал, что нам нужно взять пассажирский транспорт, что это необходимо для города, депутаты что – они поддержали его. И глава администрации обещал, что долги уже летят к нам, что все будет в бюджете. А оказалось – нет. Прежде чем это сделать, он должен был подумать: берем или пусть сначала долги отдают. Дума, конечно, тоже причастна, и мой нюанс в этом тоже есть. Но предложения поступали от администрации! Будущему главе администрации я скажу, что надо защищать город. Взяли, так что ж теперь делать – будем заниматься, будем выправлять ситуацию. Будем заниматься транспортом обязательно. Что касается театра "Вера". В свое время мы были инициаторами создания этого театра, и я лично там был. Потом его передали в область, передали опять нам… С полгода назад я разговаривал с директором департамента строительства Щеголевым Юрием Митрофановичем. Он сказал, что если мы его сейчас не законсервируем, то здание может разрушиться. Если средств нет, то нужно это сделать. Другого выхода нет. Думаю, к этому вопросу мы будем возвращаться. Ир, искренне скажу: все будет зависеть от бюджета на 2016 год. И в первую очередь, на мой взгляд, стоит вопрос не о расходной части, а о доходной. Я встречался с бывшим главой налоговой инспекции Поляковым Николаем Федоровичем. Он уже не работает, но он профессионал. Он занимался доходной частью области. И в то время, когда Валерий Павлинович пришел, почти в полтора раза увеличилась доходная часть бюджета. Этим нужно заниматься всем: и налоговой инспекции, и администрации, всем департаментам.
– Каков ваш план развития экономики города и, соответственно, повышения его доходов? Есть ли он, этот план?
– Будем рассматривать этот вопрос на встрече с правительством Нижегородской области. Хотелось бы, чтобы был увеличен процент города от подоходного налога.
– То есть вернули нам то, что отобрали.
– Да. Потому что основной доход идет с этого. Городского имущества на продажу нет. Полномочия распоряжаться землей ушли в правительство Нижегородской области. Это нужно обсуждать. И я думаю, что правительство пойдет навстречу. Город бросать один на один с самим собой нельзя.
– То есть у нас только один вариант: встать с протянутой рукой?
– Ну, почему… Войти в диалог. Делаем же одно общее дело.
– Нижегородцев волнует ваше отношение к точечной застройке в городе.
– Я всегда был против. Всегда! И когда был Вадим Евгеньевич Булавинов, и потом. Хорошо, что Олег Валентинович выступил с инициативой наложить запрет на точечную застройку. Но сейчас эти полномочия находятся у правительства области.
– Некоторые в социальной сети утверждали, что вы лично породили громкий конфликт с точечной застройкой.
– Я?! Я вообще к этому никакого отношения не имею. Искренне вам говорю.
– Иван Николаевич, а у вас нет желания войти в социальные сети как глава города? Вы с Интернетом дружите?
– Дружу. Но в социальных сетях регистрироваться не хочу.
– Можно штат нанять, а он за вас будет блог вести. Есть такая практика.
– Пока не готов к этому. Да и нужно ли это?
– Журналисты, кстати, просят вас вернуть открытые для прессы городские оперативные совещания по понедельникам.
– Я думаю, это надо делать. Секретов же нет, правильно? То, что рассматривается на оперативных совещаниях, это же интересно для горожан.
– Иван Николаевич, на минувшей неделе разразилась череда скандалов, связанных с непомерными так называемыми представительскими расходами областных чиновников. Закуплено сувениров на 12 миллионов рублей. Как вы относитесь к подобным тратам? Ведь муниципалитет тоже тратится на всякие там панно и прочее. Может быть, не время сейчас для них.
– Согласен с вами полностью. Не время. Вот есть еще траты на телевидение. Я сказал, что не будет этого.
– То есть прессу поддерживать вы отказываетесь?
– Нет, прессу я буду поддерживать. Но пиара не будет. Администрация города является учредителем нескольких СМИ. Я считаю, что нужно объединиться, чтобы гордума стала соучредителем. Будем экономить.
– На СМИ город тратит не так уж много. А вот автобаза администрации Нижнего Новгорода, например, обходится почти в 100 миллионов рублей в год.
– Пока не знаю.
– Я знаю. Я об этом писала.
– Хорошая информация. Спасибо за подсказку.
– Надо чаще встречаться, Иван Николаевич. Спасибо, что уделили время.
– Спасибо вам.