Ф.А. Селезнёв
Очерки истории городской Думы
Упразднив Городскую думу, большевики сохранили её исполнительный орган – городскую управу. Она была подчинена Нижегородскому совету рабочих и солдатских депутатов и названа «советской».
Нижегородский совет был общим для всей губернии. Осенью 1918 г. было решено создать отдельный совет для губернского центра – Нижегородский городской совет рабочих и красноармейских депутатов. Его первое заседание состоялось 6 октября 1918 г. в помещении Советского клуба (ныне – Большая Покровская, 39). 196 депутатов Горсовета были избраны от заводов и воинских частей. Первым председателем Нижегородского городского совета стал Николай Григорьевич Козицкий, депутат от рабочих завода «Сименс и Гальске» (нынешний «Нител»)1.
Горсовет принял дела от советской городской управы. Вместо неё был образован городской исполнительный комитет (горисполком). И горсовет, и горисполком разместились в бывшем здании Городской думы (Бугровский благотворительный корпус)2. Но ненадолго. 4 августа 1919 г. нижегородский горисполком объединили с Нижегородским уездным исполкомом в Нижегородский угорисполком3. А Бугровский благотворительный корпус передали профсоюзам.
Между тем слияние городского и уездного исполкомов себя не оправдало. Ведь хозяйственные нужды губернского центра и его сельской округи не совпадали. Поэтому в июле 1920 уездный исполком был воссоздан. А вот горисполком восстанавливать не стали. Хозяйством Нижнего Новгорода стал отныне ведать губернский исполнительный комитет.
Таким образом, Нижегородский горсовет лишился собственного исполнительного органа. Что, конечно, сузило его возможности. Отметим, также, что территория Нижнего Новгорода уменьшилась. Из прежних четырех частей остались только три: 1-я и 2-я Кремлевские (объединились в Городской район) и Рождественская (превратилась в Береговой район). А бывшая Макарьевская часть в 1921 г. образовала Канавинский рабочий район4 со своим, весьма амбициозным, горсоветом. В 1924 г. он даже предлагал переименовать Канавино в город Ульянов5. Однако в экономическом отношении Нижний Новгород, Канавино и ещё один рабочий район с собственным горсоветом – Сормовский – тяготели друг к другу. И в августе 1925 г. председатель Нижгубисполкома А.И. Муралов предложил их объединить. В 1926–1927 гг. вопрос об этом был согласован Нижегородским, Канавинским и Сормовским горсоветами, а также губернскими партийными и советскими властями. В итоге 9 января 1928 г. Всесоюзный центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Съезда Советов постановил объединить Нижний Новгород, Канавино и Сормово в один город6. Бывшие города стали районами – Свердловским, Канавинским и Сормовским со своими районными советами. В 1930 г. прошли первые выборы в единый горсовет «Большого» Нижнего Новгорода7.
Поскольку Советы считались органами власти только рабочих и крестьян, выборы в них не были всеобщими. Избирательных прав лишались «эксплуататоры» (те, кто использовал наёмный труд), частные торговцы, священники, бывшие полицейские и ряд других категорий населения. Список лиц, лишённых избирательного права, в 1928 г. по Нижнему Новгороду включал в себя 7 436 человек8.
Для каждого избирательного участка отдельно устанавливалось количество подлежащих избранию на нём депутатов. Кандидаты в депутаты заблаговременно намечались партийными, комсомольскими, профсоюзными организациями предприятия или района. Сами выборы были коллективными и проходили в форме избирательных собраний. На них присутствовали члены одного профсоюза, предприятия или учреждения (железнодорожники, военнослужащие, металлисты, печатники, «советские работники», «комсомол и студенты» Нижегородского университета и т.д.). Избирательные собранияпроходили либо на самом предприятии, либо в клубах, Городском театре и т.п. Граждане, не объединённые в профсоюзы, порайонно собирались на отдельные избирательные собрания. Голосование осуществлялось открыто – поднятием рук «за» или «против», нередко за весь список кандидатов целиком. Подсчёт голосов производился «счётчиками», выбранными прямо на собрании.
Открытый и коллективный характер выборов, конечно, не способствовал свободе волеизъявления. Да и число избираемых депутатов было слишком велико, чтобы городской совет мог быть действительно работоспособным органом. Так на выборах 1930 г. в него вошло 511 человек9. Конституция СССР 1936 г. упорядочила и демократизировала систему управления. Выборы вновь стали тайными. Горьковский городской совет депутатов трудящихся получил свой исполнительный комитет (в 1932 г. Нижний Новгород переименован в Горький). Следует, однако, сказать, что в значительной степени политику и кадровый состав горсовета и горисполкома определял городской комитет Коммунистической партии (создан в 1932 году).
Горьковскому горсовету и горисполкому досталось трудное наследство. Революция и гражданская война нанесли большой урон хозяйству Нижнего Новгорода. 4 года не работал трамвай. В небрежении содержались канализация и водопровод. Не ремонтировались мостовые. Ветшало жильё. Пришлось расстаться с мечтой об Окском мосте (он должен был вступить в строй в 1920 году).
Перемены к лучшему начались в 1922 году. Тогда возобновился ремонт водостоков и мостовых. В 1923 г. пустили трамвай.10. В 1924 г. опять открылись работы по строительству канализации. Стали укреплять откосы.
Однако всего этого было недостаточно. В конце 1920-х в городе развернулось мощное промышленное строительство. Возводились корпуса Автозавода, Авиационного и Машиностроительного заводов. Население города резко возросло. Нужно было качественно менять ситуацию с жильём, транспортом, канализацией, водоснабжением. Вопрос об этом постоянно находился в центре внимания первого секретаря Нижегородского краевого комитета ВКП (б) Андрея Александровича Жданова и решился на самом высоком уровне.
8 декабря 1931 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О состоянии городского хозяйства Нижнего Новгорода в связи с пуском новых предприятий». 3 января 1932 г. в его развитие выпустил соответствующее постановление Совет народных комиссаров СССР.
Эти постановления дали мощный толчок развитию городской инфраструктуры. Получило развитие автобусное сообщение. В 1933 открылась трамвайная линия Канавино – Автозавод. Там же, на Автозаводе построили новую водоочистительную станцию. Новые водопроводные линии пришли в Высоково, Бурнаковку, Лапшиху, к заводским поселкам. Были сооружены главный коллектор в Канавине, коллекторы вдоль Московского шоссе, в Сормове и на Автозаводе. В 1933–1937 гг. были заасфальтированы основные улицы и площади. Город практически на 100% был электрифицирован. В 1933 г. вступил в действие долгожданный мост через Оку.
Чтобы бурное развитие города не стало хаотичным, в 1934 г. при Горьковском горсовете создали архитектурно-плановую комиссию. Учреждается должность главного архитектора. В 1935 крайисполком и горсовет приняли решение составить Генеральный план развития города Горького на 25 лет. Его разработал ленинградский Государственный институт по планировке городов (Гипрогор). 17 июля 1936 г Генплан был одобрен Горьковским крайисполкомом и крайкомом ВКП (б)11.
В годы Великой Отечественной войны наш город превратился в один из главных арсеналов страны. В послевоенные годы промышленный потенциал Горького ещё более увеличился за счёт создания новых высокотехнологичных предприятий оборонного комплекса.
Это стало возможным, потому что город обладал мощной научно-технической базой. Созданные в годы Советской власти Горьковский государственный университет, Политехнический институт, Институт инженеров водного транспорта и другие высшие учебные заведения обеспечивали горьковские предприятия необходимым числом высококвалифицированных специалистов, создавших уникальные технологии мирового уровня (достаточно назвать хотя бы суда на подводных крыльях).
Горький являлся и культурным центром всесоюзного значения. В 1950 г. в нашем городе имелось 5 театров, 5 музеев, Планетарий12.
Естественно, наряду с достижениями, у города имелись и проблемы. Главной из них являлась жилищная. В 1956 г. 60% жилого фонда все еще составляли деревянные дома, многие из которых были построены ещё до Октябрьской революции. А ведь население города успело вырасти с тех пор почти в 8 раз. (В 1956 г. в Горьком проживало уже 878 тысяч человек13).
Нужен был качественный скачок в жилищном строительстве. Но для него требовались серьезные изменения в материальной базе строительной промышленности. И они были произведены. В 1952 г. пустили завод шлакоблоков. Позднее вступил в строй завод по изготовлению сборных железобетонных конструкций, а ещё – заводы силикатного кирпича в Автозаводском и Сормовском районах, завод керамических блоков на Мызе. После этого в Горьком, как и по всей стране, развернулось массовое жилищное строительство.
Особенно большое количество многоквартирных жилых домов с центральным отоплением, водой, канализацией, газовыми плитами распахнуло двери перед новоселами в т.н. годы «Застоя». В это время Горький расширился за счет нескольких благоустроенных микрорайонов (в том числе Кузнечиха –I, Кузнечиха–II, Щербинки).
В свое время нижегородцы не могли дождаться, когда же будет построен постоянный мост через Оку. В годы «Застоя» к их услугам было уже 4 моста. К Канавинскому мосту добавились Молитовский (1965), и Мызинский (1981). В 1965 г. вступил в действие двухъярусный железнодорожно-автомобильный мост через Волгу.
Для решения транспортных проблем продолжавшего бурно расти города, начали строить метро, первые станции которого приняли пассажиров в 1985 году.
Все эти дорогостоящие проекты были осуществлены благодаря существовавшей в СССР жесткой централизации управления и ресурсов. Однако эта система была далеко не идеальной. Имела она и свои теневые стороны. Одной из них являлась недостаточная самостоятельность органов местного самоуправления.
Во время т.н. «Перестройки» (1985–1991) местные Советы получили гораздо больше возможностей для влияния на положение дел. Горьковский (а с 1990 г. – уже Нижегородский) городской совет народных депутатов также действовал достаточно энергично. Однако в 1993 г., в ходе острого политического кризиса в стране, система Советов была ликвидирована.
1 История города Горького. Краткий очерк. – Горький, 1971. – С.312.
2 Город. Горький. Путеводитель. – Горький, 1964. – С.69.
3 Истории города Горького. – С.313.
4 Бубнов А.Д. Урбанизация Нижегородской области в свете административно-территориальных и промышленных преобразований 1917–1940 годов // Нижегородский краеведческий сборник. – Нижний Новгород, 2005. – Т.1. – С.126.
5 Толстова Н.Н. Создание Большого Нижнего Новгорода // Город славы и верности России Материалы историко-краеведческой конференции, посвященной 775-летию Нижнего Новгорода. – Нижний Новгород, 1996. – С.100.
6 Толстова Н.Н. Указ. соч. – С.101–102.
7 История города Горького. – С.372.
8 ЦАНО. Ф.56. Оп.7. Д.76. Л.15.
9 История города Горького. – С.372.
10 Яксяргин Л.М. Нижегородский трамвай в начале ХХ века // Нижегородский краеведческий сборник. – Нижний Новгород, 2005. – Т.1. – С.212.
11 История города Горького. – С.393–395.
12 История города Горького. – С.467.
13 История города Горького. – С.484.