Городская Дума Нижнего Новгорода
Депутаты городской Думы VI созыва

18.02.2016Интервью депутата Александра Котельникова еженедельнику «Московский комсомолец в Нижнем Новгороде»

Интервью депутата Александра Котельникова еженедельнику «Московский комсомолец в Нижнем Новгороде»

Александр Котельников: «Водоканалу не дали истратить на очистку стоков 810 млн. рублей»

 

Современный город – это сложная система взаимосвязанных элементов. Чтобы у нас, жителей, была вода в кранах, тепло – в квартирах и крыши домов не текли, все должно быть отлажено, как в хорошем механизме. Но порой (довольно часто, к сожалению) система дает сбой.

В минувшем году «Нижегородский водоканал»  «порадовал» нижегородцев рядом крупных аварий на канализационных сетях. Одна из них – на улице Горной – спровоцировала создание «нижегородского провала», а другая – на площади Комсомольской – оставила почти на сутки без воды значительную часть Заречной части города.

Вскоре после новогодних каникул в «Нижегородском водоканале» сменилось руководство. А на январском заседании городской Думы Нижнего Новгорода были внесены изменения в состав совета директоров ОАО «Нижегородский водоканал» и ОАО «Теплоэнерго». О том, что происходит на муниципальных предприятиях, какие проблемы необходимо сегодня решать и о насущных нуждах Нижнего Новгорода, наш разговор с председателем постоянной комиссии гордумы по городскому хозяйству Александром Котельниковым.

 

Очень странная закупка

 

- Александр Олегович, расскажите о ситуации на «Нижегородском водоканале». Какова предыстория смены его руководства?

- На первом оперативном совещании 29- 28 декабря глава администрации Нижнего Новгорода Сергей Белов призвал руководство  «Нижегородского водоканала» не торопиться заключать крупную сделку по нижегородской станции аэрации, пока он не ознакомится с деталями контракта. Речь шла о закупке оборудования для обеззараживания сточных вод ультрафиолетом. В этот же день было заседание комиссии по городскому хозяйству. Мы также обсудили эту сделку и попросили директора «Нижегородского  водоканала» Александра Попова за выходные дни не принимать никаких решений. Нужно было рассмотреть этот вопрос на заседании комиссии и понять, стоит ли приобретать такое дорогостоящее оборудование.

31 декабря Сергей Белов даже провел совещание по этому вопросу, на котором присутствовал не сам директор «Нижегородского  водоканала», а исполняющая его обязанности Ольга Латышева. Глава администрации города «под протокол» поручил ей не производить какие-либо сделки. К сожалению, за 10 выходных дней «Нижегородский водоканал» все же провел конкурс по выбору подрядчика на поставку этого оборудования.

В правительстве Нижегородской области у заместителя губернатора Александра Байера провели оперативное совещание, в протоколе которого написали, что нужно срочно заключить сделку. И руководство «Нижегородского  водоканала» бросилось это решение исполнять.

- Что же это за оборудование, которое так необходимо Нижнему Новгороду?

- Сделка очень странная. В инвестпрограмме «Нижегородского  водоканала» было заложено 500 млн. рублей на установку ультрафиолетового обеззараживания на нижегородской станции аэрации. То есть не для приготовления воды, которую будут пить люди, а для очистки стоков, сбрасываемых в реку. Конечно, защита реки тоже дело важное, но сейчас мы хлорируем эти стоки и укладываемся во все нормативы. Мы не так богато живем, чтобы модернизировать то, что и так хорошо работает. При этом питьевая вода у нас хлорированная, и стоки в реку мы обрабатываем хлором, как и питьевую воду. В природной среде хлор разлагается примерно за час.      При этом в перекладку водопроводных сетей в городе тоже планировали вложить 500 млн.  рублей, хотя на эти работы сумму можно и увеличить до 1 млрд. рублей с большей пользой для города. На станцию аэрации я бы больше 50-ти млн. рублей не стал выделять. Приоритеты, по моему мнению, расставлены несколько неправильно. Тем более и аварии показали, что в городе есть чем заниматься.

    И потом – удивляет трансформация сумм. Сделка изначально была рассчитана на 500 млн. рублей, но в декабре решением заместителя главы администрации Нижнего Новгорода Андрея Черткова сумма была увеличена до 600 млн. рублей, а по результатам конкурса речь шла уже о 810 млн. рублей.

 

Шпионские страсти

 

- Дальше события развивались,  как в шпионском романе?

- 11 января глава администрации Нижнего Новгорода Сергей Белов поехал в «Нижегородский  водоканал», чтобы выяснить, что это за дополнительные средства, на что они идут. Я отправился с ним как председатель комиссии по городскому хозяйству.

Глава администрации города просил, чтобы директор «Нижегородского  водоканала» все выкладки показал. Но Попов отказался, ссылаясь на то, что выполняет инвестпрограмму, утвержденную областным правительством, и он не будет тратить время на объяснения, зачем это оборудование закупается.

Это нас несколько возмутило. Я пытался убедить директора конструктивно подойти к диалогу и обосновать свою позицию. Но он  не соглашался даже общаться с Беловым как с главой администрации города. При этом нужно понимать, что муниципалитету принадлежит 100 % акций «Нижегородского  водоканала», и директор предприятия подчиняется лично главе администрации города.

Через час разговора стало понятно, что по-хорошему обсудить и  договориться не получится. Сергей Белов подписал приказ об увольнении гендиректора «Нижегородского  водоканала». Александр Попов сказал, что находится на больничном и его нельзя уволить, вышел из переговорной и пропал.

Мы пытались понять, кто командует «Нижегородским водоканалом» в его отсутствие, собрали заместителей, главного бухгалтера, юриста. Предупредили, чтобы никаких сделок не заключали.

Находясь на предприятии, мы были блокированы на этаже: вход и выход только по карточкам, на этаже - охранник.  Работники предприятия, с которыми мы общались, были уволены на следующий день. Начальник службы безопасности проследил по видеокамерам, кто с нами разговаривал, и несколько человек поплатились за это. Они будут восстановлены в должности,  начальник службы безопасности и заместитель директора  уже уволены.

- Сделку удалось предотвратить?

- Да, и сделку и вывод денег предотвратить удалось. По условиям контракта было предусмотрено перечислить 620 млн. рублей авансового платежа в день заключения контракта, то есть основная цель была обеспечить аванс.

- И как сейчас на предприятии дела?

-  Сейчас предприятие работает в штатном режиме, хотя вся верхушка уволена. Новым директором стал Александр Прохорчев. Мы уже обсудили с ним все вопросы, которые требуют решения и которые Дума намерена контролировать.

 

От канализации до бесхозяйных труб

 

- Какие сейчас самые острые вопросы по «Нижегородскому водоканалу»?

- Во-первых, состояние канализационных сетей. Две крупные аварии прошлого года показали, что ситуация запущена. Такие аварии приводят к ухудшению жизни даже не десятков, а сотен тысяч нижегородцев. Нужно этим заниматься.

Вторая проблема – бесхозяйные сети. Их немного, от силы 1% в городе, но именно там долго не решаются вопросы ремонта. Жителям дома не интересно, что к ним труба идет бесхозяйная. Им нужно, чтобы коммуникации работали.

В-третьих – нужно реализовывать концессию, которая была подписана ранее. Мы совместно с руководством «Нижегородского водоканала» ее посмотрим, подкорректируем, но процентов на 80 она правильная. Нужно ее исполнять. Мы сделали большие работы по водоподготовке, поставили оборудование для обработки ультрафиолетом, качество воды в городе улучшается. Я считаю, что в рамках основных  направлений инвестпрограммы нужно обратить внимание на сети - не только канализационные, но и водопроводные.

- На «Теплоэнерго» аналогичные проблемы?

- Там ситуация намного лучше. Генеральный директор Владимир Колушов подконтролен администрации города и Думе. Но проблемы есть в части бесхозяйных сетей и у «Теплоэнерго». Эта ситуация сложилась из-за политики прежней администрации города. Руководители предприятий хотели получить деньги из бюджета на содержание бесхозяйных сетей. Им обещали, но не давали. Они просто сидели и ждали, а свои ресурсы не использовали. Сейчас «Нижегородский водоканал» и «Теплоэнерго»  будут за свой счет наводить порядок в бесхозяйных сетях.

Еще одна проблема – у «Теплоэнерго» не совсем понятные энергосервисные контракты, к которым  у городской контрольно-счетной палаты (КСП) есть вопросы, в частности, сомнения в их обоснованности и окупаемости. «Теплоэнерго» через суд оспорило решение КСП. Результаты проверки отменили. Но вопросы к этим контрактам остались. Сейчас нужно находить совместное решение.

- Как вы в целом оцениваете состояние городских сетей?

- Состояние сетей «Нижегородского водоканала», и «Теплоэнерго» лучше, чем 10 лет назад. Хотя мы еле вышли на нормативный уровень перекладки - 25% в год. Нужно менять больше, чтобы покрыть недостаточный ремонт 90-х – 2000-х годов.

 

Каждый сам заказчик ЖКУ

 

- Кроме воды и отопления, нижегородцев еще очень волнует вопрос содержания жилья. Как у нас работают ДУКи? Куда на них жаловаться?

- Вадим Евгеньевич Булавинов в последний год своего правления продал «народное богатство» - ДУКи. Мне это очень обидно, так как я их создавал, был в них до 2009 года председателем совета директоров. А дальше он меня попросил уйти. Я и ушел, так как не хотел участвовать в этой сомнительной сделке. Бюджет не получил денег от этой продажи. Суммы были порядка 6 млн. рублей за ДУК – можно сказать, ничего. У города осталось 25 процентов акций. Это позволяет запрашивать коммерческую информацию, но влиять на принятие каких-либо решений муниципалитет не имеет никакого права. Сейчас в городе 93 управляющие компании, из них восемь – крупные ДУКи. И около 1000 ТСЖ. В городе сложилась нормальная система управления.

Сейчас самое главное – выстроить систему управления со стороны жильцов, которых представляет совет дома, так, чтобы совет дома  брал на себя функцию заказчика:  утверждал  планы ремонта, контролировал работы по дому, подписывал  премию работникам ДУКа, а в тех случаях, когда работы не выполняются, имел право снижать начисления домоуправляющей компании. Нужна нормальная система контроля со стороны жильцов. Плохо работает ДУК – уходить к другой компании, писать в госжилинспекцию.

Государство же не вмешивается в работу магазинов: завезли туда гречку или нет, и по какой цене - работает рынок. Так же должно быть в жилищной сфере. Но жители многоквартирных домов индифферентно относятся к своим домам. Например, владельцы  частных домов  сами заботятся о том, чтобы крыша не текла, нанимают людей, чтобы  ремонтировали и спрашивают с них за результат. Так должно быть везде: если жители своими деньгами оплачивают все работы, то  нужно уметь и требовать их выполнения.  

Что касается обслуживания домов 5-6 категории, то год назад была создана Городская управляющая компания (ГУК). Она стала крупнейшей по количеству домов – около 1200. Домики все маленькие, ветхие - от них ДУКи отказываются. Как правило, домоуправляющие  компании  не ремонтируют такие дома несколько лет, а потом передают их городу. Эту практику нужно прекращать.

Сейчас на ГУК выделяются дотации до 80 млн. рублей в год. Нужно искать способ снижения бюджетных расходов, прекратить поток отказов от обслуживания  домов 5-6 категории и  наладить обратный процесс: приводить дома в порядок и передавать ДУКам. Надеюсь,  у нас это получится.

 

Татьяна МИХАЙЛОВА.

Андрей  АБРАМОВ. 

 

Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц