- Мне кажется, что идет уже даже не вторая волна. Мне кажется, в то окно, которое прорубил в Европу Петр Первый, много чего к нам пришло. Вспомните: приказы стали именоваться коллегиями, пришла иноземная одежда и т.д. Почему это произошло? Петр Первый был поражен развитием, цивилизацией на Западе и хотел, как ему казалось, «заскорузлую» Москву и Россию поднять на более высокий уровень развития. И сейчас эта ментальность у нас сохранилась. Не о полетах в космос речь, а на уровне товаров потребления. С другой стороны, есть тенденция и желание использовать и почти утраченные нами старые русские слова и имена собственные. Но иногда, в силу недостаточной образованности, это выглядит, скажем так, интересно.
Когда на ул.Ковалихинской открыли дорогой писчебумажный магазин и назвали его «Балчуг», я позвонила в департамент культуры и спросила, почему так назвали? Мне ответили, что это красиво. Но давайте задумаемся, что такое Балчуг? Оказывается, впервые, когда Иван Грозный ввел государственную монополию и разрешил торговать зеленым вином в розлив, это было в Москве на Балчуге. И потом такие "балчуги" стали появляться в городах и весях. А впоследствии слово получило нарицательное значение: «Ах ты, балчужник, пьяница». Как видим, писчебумажный дорогой магазин называют «Балчуг», не понимая значения слова.
Еще пример: на Сормовском повороте находится кафе «Греческая таверна Эль Греко». Мало того, что таверна - это вообще латиноамериканское название, так Эль Греко, наверное, в гробу бы перевернулся.
Эти примеры говорят об уровне общей культуры. Мне кажется, нам надо возбудить в наших соотечественниках, чтобы им было за державу обидно. Это давний спор - западники и славянофилы. Как говорили современники Аксакова, славянофилы женятся на сестрах своих друзей, а западники – на женах своих друзей. Это же было у Грибоедова - «открыта дверь для званых и незваных, особенно для иностранных». Это же было у Гоголя в «Мертвых душах».
Тема не нова. И мы все время боремся за то, что мы не хуже. А нам надо бороться за то, что мы лучше. При этом забавный пример: битва двух великих канцлеров: Бисмарк и Горчаков. Их противостояние кончилось полной победой Горчакова. Им принадлежат замечательные цитаты о России. Бисмарк говорил, что «славяне – это не нация, это среда, это почва, на которой когда-либо произрастет нация, имеющая историческое предназначение». Он имел в виду Германию. А Горчаков говорил: «Слышите тихий шорох? Это время работает на Россию». Александр Алексеевич Сериков все сказал по части законодательной инициативы, но мне кажется, должна быть, может быть, «Доска позора». Взяли и показали. И написали, что это плохо.