Большой разговор
http://nn-patriot.ru/?id=14364
После избрания депутата Гордумы Владимира Панова в Государственную Думу место председателя комиссии по имуществу и земельным отношениям оказалось вакантным. Депутаты утвердили председателем бывшего заместителя Панова – Кирилла Лазорина. При этом Лазорин стал единственным коммунистом, который возглавил постоянную комиссию в Гордуме VI созыва. Именно поэтому «Патриоты Нижнего» и встретились с Кириллом Лазориным – новым председателем имущественного комитета, депутатом от Автозаводского района, президентом Нижегородской нотариальной палаты.
«Партийная принадлежность в Думе мне не мешает»
– Кирилл Борисович, со стороны может показаться, что вы нетипичный коммунист. Расскажите, как вы вообще стали членом КПРФ?
– Начнём с того, что я разделяю идеологию коммунистической партии. Идеологию современную, не ту, к которой мы привыкли с социалистических времён, а идеологию КПРФ новой формации. Я убеждён, что такие невосполнимые средства производства, как земля, лес, реки, моря и так далее, должны находиться в государственной собственности. Когда мы передаём их в частную собственность, в конечном счёте, возникает риск потери доступности этих ресурсов для будущих поколений. Также я считаю, что в государственной собственности должны находиться крупные промышленные объекты, связанные с обороноспособностью нашей страны. Поэтому на первом месте – это идеология партии.
А на втором месте – это личные примеры. Мой отец – коммунист, дед, все мои близкие, мои преподаватели тоже коммунисты. Из-за идеологии и моего окружения я и сделал соответствующий выбор в пользу КПРФ.
– Трудно ли коммунисту работать в городской Думе, где большинство находится у представителей другой партии?
– На данном этапе у меня сложностей не возникает. Наверное, это связано с моим опытом, так как я уже второй созыв в городской Думе, понимаю процедуры, знаю депутатов. Наверное, вы заметили, что я не являюсь медийной фигурой и не стремлюсь к этому, я не занимаюсь популизмом. Моё кредо – конкретный результат. Мне кажется, в этом формате депутаты городской Думы видят, на что я нацелен, оценивают меня по личным и профессиональным качествам. Поэтому я не чувствую каких-то антагонистических моментов, связанных с моей партийной принадлежностью, наоборот, мне кажется, что мы очень конструктивно работаем. Ну и, наверное, яркий пример, подтверждающий мои слова, – избрание меня председателем комиссии по имуществу и земельным отношениям. Я благодарен за этот аванс депутатам, постараюсь отработать его во благо жителей Нижнего Новгорода. И вообще весь депутатский корпус, особенно депутаты от одномандатных округов, коим я также являюсь, нацелен в первую очередь на то, чтобы принести конкретный положительный результат для своего округа.
«Я родился, вырос и живу на Автозаводе»
– К слову, об одномандатном округе. Почему вы уже два раза избирались именно от Автозаводского района и каковы результаты вашей работы за шесть лет?
– Я коренной автозаводец – родился, вырос и живу на Автозаводе. Горьковский автозавод в 1933 году начинала строить моя бабушка, дед также работал на заводе.
Что касается результатов работы, я для себя ставил ряд конкретных практических задач. Как пример – детские площадки. За пять лет только за счёт депутатского фонда мы построили на территории округа пятнадцать детских площадок для жителей многоквартирных домов. Для сравнения, до этого за 15–20 лет было построено всего три-четыре детские площадки. Также депутатские средства я направляю на детсады и школы, поддержку библиотек, музыкальных школ. Нам удалось проложить тротуар в микрорайоне от МЖК до улицы Янки Купалы, который давно просили жители, а также провести освещение в частном секторе.
– Какие задачи вы поставили для себя в этом созыве, какие проблемы есть у округа?
– Есть общие проблемы для всей страны – это падение реальных доходов населения, низкое качество ЖКХ, медицины, образования. Но есть и конкретные проблемы, характерные только для Автозаводского района. Например, горячее водоснабжение. Его специфика состоит в том, что температурный режим не соответствует нормативам. Раньше на заводе работали 80 процентов жителей района, котельная и сети были в собственности ГАЗа. Не была предусмотрена рециркуляция нагрева воды при подаче в многоквартирные дома. С утра все вставали, кран открывали и махом сливали горячую воду. Сейчас люди ощутили это на себе, особенно при переходе на учёт по персональным счётчикам. Это глобальная проблема для многоквартирных домов всего Автозаводского района. С помощью всех депутатов от Автозаводского района, как в Думе, так и в Заксобрании, мы надеемся в этом созыве эту проблему решить. Кроме того, конкретно в моём втором округе большой частный сектор, где до сих пор нет центрального водопровода.
«Необходима полная прозрачность в управлении имуществом»
– Вы стали председателем комиссии по имуществу и земельным отношениям. Какие вопросы для неё сейчас актуальны, на что будете обращать внимание в своей работе?
– Мы очень тесно взаимодействуем с комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами, хотя компетенция и полномочия у нас и у КУГИ разные. Основной аспект деятельности КУГИ – это реестр муниципальной собственности. Я считаю, что качество ведения этого реестра нужно повышать, он должен быть полным, достоверным и общедоступным. Следующие полномочия – это эффективное управление имущества, максимальное получение возможной цены от использования этого имущества третьими лицами в бюджет Нижнего Новгорода. Необходима полная прозрачность в управлении имуществом, не должно быть никаких скрытых элементов передачи в пользование третьим лицам. Третий аспект – это приватизация. Чем больше и дороже мы продали муниципального имущества, тем лучше наполнили бюджет. Но надо понимать, что это всё разово, когда-то наступит момент, и имущество закончится. И мы вернёмся ко второму пункту – эффективному и рациональному управлению.
Исходя из этих задач КУГИ, мы как орган представительной власти ставим задачи для себя. Прежде всего мы должны создавать такую нормативную базу на местном уровне, которая способствует эффективному использованию имущества. Под занавес пятого созыва Думы мы приняли положение № 114 о порядке распоряжения имуществом. Это сложный, принципиальный документ. Оттуда мы вывели скрытые механизмы приватизации, такие как пресловутые инвестконтракты, продажа муниципального имущества тем же самым муниципальным предприятиям. Вторая задача нашей комиссии – это контроль за имуществом, мы задаём КУГИ неудобные вопросы и требуем на них конкретных ответов. Третье направление деятельности нашей комиссии – социальная функция. Мы должны не только как можно больше продавать имущества, но и, например, поддерживать социально ориентированные некоммерческие организации. Мы создали особый перечень таких организаций, которым безвозмездно предоставляем помещения, на каждом заседании Думы его дополняем. Это не быстро, но я как юрист считаю, что в этом вопросе «надо поспешать, но медленно».
«Город многое потерял из-за передачи градостроительных полномочий»
– Все комиссии Гордумы сейчас изучают и обсуждают проект городского бюджета. Что вы можете о нём сказать?
– Бюджет разработан уже на три года, так как произошли изменения на федеральном уровне. Соответственно и все муниципальные программы мы тоже принимаем на три года, так как они должны быть финансово обеспечены. Если вы хотите каких-то сравнительных категорий по бюджету, то могу сказать, что по доходам – и расходы, сколько зарабатываем, столько и потратим на нужды Нижнего Новгорода. Реалистичны ли цифры, которые предоставил КУГИ? Реалистичны, потому что они соотносятся с прогнозным планом и реальным состоянием дел на сегодняшний момент.
Конечно, хотелось бы больше доходов. Может быть, я озвучу крамольную мысль, но цифры говорят сами за себя. Нижний Новгород зарабатывает в год около ста миллиардов рублей за счёт налогов от предпринимателей, юридических и физических лиц. А с учётом той системы межбюджетных отношений, которая есть, в Нижнем остаётся лишь четвёртая часть. Вы представляете, если бы нам оставляли хоть чуточку больше, мы могли бы решить задачи любого характера, в том числе на Автозаводе, о чём я ранее говорил.
– Не могу не спросить о теме градостроительных полномочий, которая напрямую связана с наполнением бюджета…
– Что касается градостроительных полномочий, опять же стоит приводить факты. От договоров на развитие застроенных территорий городской бюджет должен был получить в 2015–2016 годы три с половиной – пять миллиардов рублей. А с учётом того, что эти полномочия передали на уровень субъекта, город получил только 170 миллионов рублей. Мы должны грамотно планировать социальную инфраструктуру. Но из-за передачи полномочий в Канавинском районе на запланированном для детсада месте появятся две многоэтажки. И, конечно, вопрос с ветхим фондом, который для меня является приоритетным. В 2015 году расселили по программе тысячу семей, а в 2016 году из-за передачи градостроительных полномочий – ноль.
– Кирилл Борисович, вы также являетесь президентом Нижегородской нотариальной палаты. Расскажите, какова судьба проекта по строительству нового здания для палаты на Ковалихинской улице, с какими проблемами столкнулись при его реализации?
– Проблема единственная – то, что я юрист (улыбается). И поэтому мы всё делаем в строгом соответствии с действующим законодательством, по всем правилам и регламентам. На протяжении двух с половиной лет с момента выделения нам этого участка несколько раз менялось законодательство в сфере земельных и градостроительных отношений. Поэтому нам постоянно приходится что-то менять. Но я думаю, что мы на финишной прямой, экспертиза получена. Надеюсь, что на следующий год мы приступим к реализации этого проекта.
Андрей ВОВК