Председатель постоянной комиссии по бюджетной, финансовой и налоговой политике М.С.Фельдман ответил на вопросы журналистов по итогам заседания комиссии:
- Марк Самуилович! Первый вопрос по кредиторке. Какова общая сумма и есть ли и есть ли позитивные изменения?
- Я напомню вам наш разговор в прошлом году об ожиданиях и среднесрочных прогнозах. Помните, мы последний раз говорили, что у нас есть шансы выйти с суммой задолженности на 500 млн.рублей меньше, чем в прошлом году?
Мы реально, благодаря совместной работе, сегодня вышли с суммой на 587 млн.рублей меньше, то есть рассчитанная сумма составляет 1млрд. 300 млн.рублей. Убедительно сегодня департамент финансов докладывал, что в январе есть возможность скорректировать сумму вниз, то есть погасить долги в размере 400 млн.рублей и даже больше. Это значит, что мы реально вышли с суммой задолженности на 30% меньше, чем в предыдущий год. Составляется график погашения, и к 1 октября он будет исполнен.
Напомню, что в прошлом году мы погасили задолженность за 2015 год к 1 декабря 2016 года. И мое обращение было связано с тем, что те тренды, которые мы имеем, те полномочия, которые нам Правительство области вернуло, позволяет ускорить процесс сокращения обязательств прошлого года. Я не оптимист, а реалист. Я думаю, что если не к 1 июля, то к 1 августа мы совместными усилиями сможем этот вопрос решить, то есть все обязательства закрыть.
Активно работает комиссия антикризисная, активно работает балансовая комиссия, заметно активизировались службы каждого департамента и КУГИ, которые генерят новые источники доходов. Поэтому с учетом упомянутых вводных, я полагаю, что мы к 1 сентября все-таки закроем обязательства 2016 года. Это радует.
Те планы, которые по январю имеет городская администрация в части уменьшения задолженности по прошлому году, на 100% имеют покрытие в социальную сферу, прежде всего в образование и ЖКХ.
Это соответствует установкам, которые депутатский корпус дал администрации, это соответствует сегодняшним цифрам. Но окончательно в соответствии с бюджетным процессом цифры будут уточнены к 1 февраля.
Но в номинанте мы сегодня оперируем теми данными, которые сегодня вряд ли радикально изменятся. Работа в ручном режиме. Мы попросили сегодня ускорить подготовку графика и возвратность средств. Я думаю, что названные мною даты – это реальность.
Второй вопрос вызывает серьезный интерес и депутатского корпуса – это муниципальные программы. С 1 января 2015 года город живет в рамках федерального законодательства в рамках 22 муниципальных программ. Очень важен вопрос прозрачности и эффективности.
На сегодняшний день муниципальные программы, которые были анонсированы, примерно на 60% согласованы департаментом экономики и ушли в конкретные департаменты для юридической и практической экспертизы, и еще 10 программ до конца этого месяца будут в этом формате упакованы.
Нас очень волнует вопрос эффективного использования бюджетных средств, поэтому работа с муниципальными программами важная и постоянная вещь - мы этим и занимаемся.
Я думаю, а мы сегодня повторяли тему прозрачности, что все вопросы, связанные с реализацией муниципальных программ будут публичны и доступны, а также контролируемы и не только депутатами, а любой нижегородец, зайдя на сайт администрации, может ознакомиться с ходом выполнения с плюсами и минусами программ.
Третий вопрос, который сегодня подробно обсуждали, - это законотворческая инициатива Евгения Ивановича Лазарева, связанная с коррекцией бюджетного процесса. Скажу только одно (и в данном случае все мои коллеги были солидарны) - мы не поддержали инициативу. Сама по себе тема разумна, поскольку подразумевает первый принцип прозрачности и доступности информационной для всех. Это сегодня обеспечено и реализуемо. Но есть Устав города, есть Положение о работе каждого департамента, и мы делегировали полномочия городской администрации для того, чтобы упомянутые программы, городской бюджет вовремя, правильно и целесообразно исполнялись. Вернемся к первому вопросу – графики задолженности будут опубликованы на официальном сайте администрации. На мой взгляд, нужен постоянный контроль и мониторинг, но мелочная опека создает бюрократические препоны.
На мой взгляд, предложение Лазарева Е.И. на 99% бюрократическое и казуистическое. Известно, что два юриста – это четыре партии и восемь мнений, поэтому я против бюрократии, которая мешает.
- Если мы вернемся к кредиторской задолженности, назовите, пожалуйста, по каким сферам сложились задолженности, идет ли поиск новых источников доходов в городской бюджет.
- Мы получили возврат части полномочий в градостроительной сфере от Правительства субъекта. Поэтому сегодня готовятся лоты, которые позволят за счет реализации земельных участков получить немалые денежные средства. Если нам удастся выполнить планы по земельным аукционам, а такое редко бывает, то мы в состоянии всю задолженность вернуть. Но давайте будем реалистами - даже 50% исполнения позволят городу хорошо существовать. Это основной источник.
Далее: за много лет сложилась ситуация, когда, к сожалению, многие арендаторы городского имущества или земли задолжали очень серьезные суммы в городской бюджет. Я говорил сегодня об антикризисных комиссиях, которые работают в ручном режиме. Это дает сотни миллионов рублей и это здорово, и этот процесс только раскручивается.
Или давайте вспомним сложный вопрос, который был связан с организацией финансирования льготного питания детей в ДОУ и школьных учреждениях. Вчера Кудрявцева И.В. мне сообщила, что областное правительство подтвердило правоту нашего подхода, и это суммы, которые исчисляются многими десятками миллионов рублей. А это только начало. Я не хочу сейчас предвосхищать развитие событий, но это касается оздоровительных и прочих учреждений для детей. Те же законы и алгоритм финансирования нарушены были не в нашу пользу. Мы не вернем то, что недополучили в прошлые годы, но мы поправим то, что можно сделать сегодня.
Если реально суммировать хотя бы несколько позиций, о которых я говорил, то речь идет о суммах близких к миллиарду. Есть, за что бороться. Это наши источники. Это не надежды, а реальные шаги, которые мы совершаем.
Основная сфера, где у нас сложились обязательства, - образовательная сфера, так как более 60% бюджетных средств направляются именно в сферу образования. Там сложились высокие долги в части ЖКХ и энергетики. Сегодня на заседании слышали о том, что сложились конструктивные отношения с энергетиками, и школы с детсадами у нас не отключают ни от света, ни от воды. Но каждую копейку мы в первую очередь направляем на погашение этих обязательств.
Есть интересные шаги генерации доходов. У нас есть крупные дотируемые предприятия в сфере пассажирских услуг – "Нижегородпассажиравтотранс", "Нижегородэлектротранс", метро.
Чуть позже, я думаю, ближе к концу февраля, будем готовы доложить, насколько мы смогли совместными усилиями сократить издержки на содержание этих компаний. Не по принципу: 50% автотранспорта встала, поэтому жизнь не удалась, а по принципу, что происходит экономия именно за счет сокращения издержек. В банке есть поговорка: зарабатывают не на процентах от кредита, а на экономии от издержек. В этой шутке огромная доля истины.
Мы собираемся подробно рассмотреть финансово-экономическую деятельность всех муниципальных предприятий – успешных и неуспешных. Я считаю, что у нас есть хорошая практика.
Давно была упущена ситуация по городским баням. Это не шутки, особенно это важно для малообеспеченных слоев населения. Есть хорошие подвижки. Я, может быть, сегодня много говорю о хорошем, но хочется новый год начинать с хорошего. Считаю, что те цифры, которые сегодня обсуждали, заслуживают положительной оценки.