Заместитель председателя городской Думы Нижнего Новгорода Николай Сатаев 19 апреля выступил на заседании комиссии по социальной политике с докладом об обеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников к объектам социальной инфраструктуры.
«Значимость данного вопроса трудно переоценить, и я бы хотел на конкретном примере обсудить ту ситуацию, которая сложилась в Нижнем Новгороде, и вместе с вами проработать проблемные моменты, которые касаются создания доступной среды для инвалидов-колясочников, - сказал в своем выступлении Николай Сатаев. – Поступило заявление жительницы Автозаводского района Н.Е.Кустовой, матери ребенка-инвалида. 21 марта 2018 года эта женщина была на приеме у председателя городской Думы Д.З.Барыкина. Совместно с ним мы провели серьезную работу конкретно по тем проблемам, которые она озвучила. Хочу сказать, что, конечно, наша страна, как и ряд других стран, стремится к тому, чтобы обеспечить доступную среду для инвалидов-колясочников, но, к сожалению, у нас по ряду причин это не совсем получается. В странах Европы инвалидам-колясочникам доступно все, и они имеют приоритеты во всем. У нас попытки тоже есть, определенная работа по созданию доступной среды, установке пандусов в магазинах и учреждениях проводится, но я хотел бы конкретизировать некоторые вопросы.
Первый вопрос: ребенка-инвалида необходимо отвезти в больницу на профилактический осмотр. У нас в каждом районе есть так называемое социальное такси, но заявительница указывает, что в Автозаводском районе ситуация с социальным такси достаточно напряженная. Я думаю, что и в других районах такая же ситуация. Мы сделали запрос в службу соцзащиты Автозаводского района о количестве инвалидов-колясочников в Автозаводском районе, графике работы социального такси, и получили ответ, что информацией о количестве инвалидов-колясочников, проживающих в Автозаводском районе, управление социальной защиты населения Автозаводского района не располагает.
Предоставление социального такси в Автозаводском районе осуществляет ГБУ «Центр социального обеспечения населения». Работает автомобиль марки «ГАЗель», приобретенный в 2011 году по областной программе. По информации этого учреждения, в 2017 году службой социального такси отработано 140 заявок, в 2018 году – всего 15 заявок. Два месяца, с 7 февраля по 8 апреля, социальное такси не работало из-за отсутствия водителя. Как же люди могли воспользоваться такой услугой? То есть, существуют явные серьезные проблемы.
Н.Е.Кустова хотела доставлять своего ребенка в ФОК «Северная звезда» Автозаводского района и обратилась с просьбой обеспечить возможность заниматься там.
Муниципальный ФОК «Северная звезда» построен в 2012 году, но программа по созданию доступной среды начала работать с 1995 года, в 2007 году был принят закон Нижегородской области, и в настоящее время разработано более 20 нормативных документов по доступной среде. 4 апреля 2018 года мы провели выездное совещание в ФОК «Северная звезда», чтобы разобраться в сути проблем.
Во-первых, в ФОК «Северная звезда» есть пандусы и лифт на второй этаж, но дальше инвалиду-колясочнику деваться некуда - отдельной семейной раздевалки не предусмотрено. Почему в проекте 2012 года это не было предусмотрено? Как пройти в бассейн инвалиду? Для этого также ничего не предусмотрено. Во всех бассейнах, которые предназначены для инвалидов, существуют подъемники. Конечно, никакой речи о подъемниках в этом ФОКе нет.
Я хочу сказать, что совместно с Д.З.Барыкиным мы эту проблему попытались решить. В Автозаводском районе есть физкультурный центр, где подъемники существуют, Н.Е.Кустова уже приобрела абонемент для занятий своему ребенку на 2018 год. Мы предложили ей оплатить абонемент на 2019 год, чтобы решить конкретную проблему, но такая помощь нужна всем инвалидам.
Следующий момент: конечно, у Кустовых очень большие проблемы дома. К сожалению, они живут в 9-этажном доме, где ширина лестничной клетки составляет 1,1 метра. В настоящее время для спуска и подъема коляски установлен специальный пандус, который отодвигается от стены - тяжеловато, но вполне возможно. Но ребенок взрослеет, вес увеличивается, коляска очень тяжело проходит, и Н.Е.Кустова просит установить электрический подъемник на платформе.
Мы с администрацией Автозаводского района 11 апреля провели обследование, посмотрели все размеры. По интернету нашли фирму, которая изготавливает подъемники, и обратились в МЧС за заключением о возможности установить электрический подъемник. Стоимость его установки порядка 120 тыс.рублей. Но, к сожалению, по нормативам установить там подъемник невозможно, потому что в случае эвакуации на первом этаже перекрывается весь проход. Сейчас рассматривается вариант, чтобы сделать выход через балкон. Мы над этим вопросом работаем.
Следующий вопрос, который мне также хотелось бы рассмотреть на заседании комиссии по транспорту и связи, – самый сложный: это вопрос по перемещению инвалидов-колясочников в городе Нижнем Новгороде на общественном транспорте.
Мы сделали запрос в департамент транспорта и связи и получили достаточно развернутый ответ о том, что согласно муниципальной программе адресной поддержки поступающие в администрацию города обращения граждан регистрируются, рассматриваются, анализируются, и при поступлении жалоб на отказы водителей в оказании помощи маломобильным гражданам проводится проверка. В настоящее время отказов в перевозках маломобильным гражданам водителями муниципальных маршрутов не зафиксировано.
Далее говорится о том, что водители транспортных компаний, которые участвуют в перевозках, по условиям договоров должны обязательно остановиться, посадить инвалида, в противном случае транспортной компании угрожает расторжение контракта.
Хочу сказать, что в ответе приведены очень большие цифры: у нас приобретено 238 низкопольных и полунизкопольных автобусов, оборудованных откидными вручную панелями, местами крепления колясок, и 50 автобусов, оборудованных электромеханическими подъемниками. Но хотя бы за последние полгода кто-то видел хотя бы одного инвалида, которого сажали бы в автобус? Я считаю, что при малейшем нарушении надо обращаться в суд и расторгать договор с компанией, нарушающей условия по перевозке инвалидов. Других способов воздействия я не вижу, для того чтобы поправить ситуацию.
Я предлагаю обратить серьезное внимание на проблемы, которые я сегодня поднимаю по поручению председателя городской Думы Д.З.Барыкина. 26 апреля на заседании областного Законодательного Собрания в рамках «правительственного часа» также будут рассматриваться эти проблемы. Я считаю, что городская администрация, Дума Нижнего Новгорода и все наши постоянные комиссии должны обратить пристальное внимание на проблемы инвалидов и реально помогать людям с ограниченными возможностями здоровья».