Бюджет 2017 года был одобрен на публичных слушаниях и принят депутатами городской Думы 21 декабря 2016 года со следующими параметрами: доходы – 26,2 млрд. руб., расходы – 27,1 млрд. руб., дефицит – 0,9 млрд. руб.
В течение года в бюджет 11 раз вносились изменения. На конец года бюджет имел следующие уточненные параметры: доходы – 33,0 млрд. руб. (в т.ч. на 0,6 млн. руб. – увеличение за счет собственных доходов, на 6,2 млрд. руб. – за счет межбюджетных трансфертов), расходы – 36,3 млрд. руб., дефицит – 3,3 млрд. руб.
В течение 2017 года проводилась работа по оптимизации расходов и увеличению доходов бюджета. Финансовый эффект от проводимых мероприятий превысил 1,0 млрд. руб., в том числе:
- за счет экономии расходов на обслуживание муниципального долга - 453 млн. руб.
- за счет экономии от проведенных конкурсных процедур - 336 млн.руб.
- за счет погашения задолжности по итогам работы комиссии по обеспечению налоговых поступлений в бюджет – 190,0 млн.руб.
- за счет увеличения доходов от платных услуг в муниципальных учреждениях – 146,0 млн.руб.
Информация о ходе исполнения бюджета ежемесячно направлялась в городскую Думу и размещалась на официальном сайте администрации города.
ДОХОДЫ
Доходная часть бюджета города исполнена в сумме 32,2 млрд. руб. или на 122,7%, к исходному плану и на 97,5% к уточненному плану.
По сравнению с 2016 годом доходы бюджета выросли на 13% или на 3,8 млрд. руб.
Для сравнения, в 2016 году исполнение по доходам составило 28,4 млрд. руб. или на 128,8 % к исходному плану и на 96,7 % к уточненному плану.
Структура доходов бюджета города выглядит следующим образом:
- налоговые доходы – 28,8%,
-неналоговые –11,2%,
-безвозмездные поступления –60,0%.
Собственные доходы исполнены в сумме 13,0 млрд. руб. или на 99,7%, от исходного плана и на 95,5% к уточненному плану.
По итогам исполнения, в структуре собственных доходов основную долю поступлений по-прежнему составили налог на доходы физических лиц –48,0% (в 2016 году – 47,0%), доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности –18,0% (2016 год- 21,0%), налоги на имущество –14,0% (2016 год – 11,0%), налоги на совокупный доход – 7,0% (за 2016 год -8,0%).
Налоговые доходы исполнены в сумме 9,3 млрд. руб. или на 102,0 % к плану. По сравнению с прошлым годом налоговые доходы выросли на 1,0 млрд. руб. Наибольший рост наблюдался по:
- налогу на доходы физических лиц- на 514,8 млн. руб. за счет роста налогооблагаемой базы;
- налогу на имущество физических лиц -на 362,2 млн. руб. за счет роста налогооблагаемой базы, в том числе за счет регионального перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых установлена максимальная ставка налога;
-земельному налогу -на 111,1 млн. руб. за счет уплаты земельного налога физическими лицами за 2016 год с кадастровой стоимости.
По данным Ассоциации городов Поволжья Нижний Новгород занимает лилирующую позицию среди городов-миллиоников по темпу роста налоговых доходов за 2017 год -12,3%. Этот прирост обеспечен исключительно развитием налогооблагаемой базы, а не увеличением процента отчисления от НДФЛ, как в некоторых городах.
Неналоговые доходы исполнены в сумме 3,6 млрд. руб. или на 101 % от исходного плана и на 83 % от уточненного плана.
С каждым годом ликвидность муниципального имущества падает, как следствие, уменьшаются поступления от его продажи и аренды.
В 2017 году поступления по этой статье доходов по сравнению с 2016 годом снизились на 236,0 млн. руб.
В то же время необходимо отметить неослабевающий спрос на муниципальные земли. Рост поступлений по сравнению с прошлогодними показателями от этого вида неналоговых доходов составил 137,0 млн. руб. В целом за год первоначальный план по продаже земли перевыполнен более, чем в 2,8 раза.
По итогам 2017 года Нижний Новгород занимает второе место по уровню неналоговых доходов среди городов-миллионников Поволжья, уступая только Уфе. Разница между городами всего 18,5 млн. руб.
Сумма межбюджетных трансфертов, полученных в 2017 году, составила 19,2 млрд. руб., что на 2,9 млрд. больше, чем в 2016.
Их структура представлена на слайде.
По объему межбюджетных трансфертов Нижний Новгород беспорный лидер среди городов-миллионников, опережая Уфу, занимающую второе место на 5,3 млрд. руб. Это связано с активной подготовкой к проведению Чемпионата Мира по футболу в 2018 году.
РАСХОДЫ
Первоначально, расходная часть бюджета планировалась в сумме 27,2 млрд. руб. (в 2016- 22,9 млрд. руб.). На конец года план был увеличен до 36,3 млрд. руб. (в 2016 году- 30,5 млрд. руб.), а исполнение составило 34,7 млрд. руб. (в 2016 году- 28,4 млрд. руб.). Процент исполнения от исходного плана составил 127,6% (в 2016 -124,0 %), от уточненного плана –95,6 % (в 2016- 90,0%).
В 2017 году тренд наращивания инвестиционных расходов в общей сумме расходов был продолжен. Доля так называемого бюджета развития (расходов на капитальное строительство, ремонт и приобретение оборудования) в 2017 году составила 21,5 % против 18% в 2016.
Бюджет формировался на основе 22 муниципальных программ, расходы на реализацию которых составили 29,9 млрд. руб. Более подробная информаия представлена на слайдах.
Основные доли расходов бюджета 2017 года приходилась на :
- Социальная сфера –53,0 % (в 2016 году – 57%);
- Транспорт и дорожное хозяйство –32,0% (в 2016 году – 28,5%);
- Жилищно-коммунальное хозяйство –7,5 % (в 2016 году– 5,7 %);
- Общегосударственные вопросы- 5,2% (в 2016 году – 5,1%)
Тыс.руб.
Раздел
|
ВСЕГО
|
%
|
За счет собственных средств
|
%
|
Уточненный план
|
Исполнено
|
Уточненный план
|
Исполнено
|
01
|
Общегосударственные вопросы
|
1 845 553,74
|
1 811 369,22
|
98,1
|
1 829 841,66
|
1 795 657,81
|
98,1
|
03
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
|
110 412,70
|
91 681,81
|
83,0
|
110 279,70
|
91 681,81
|
83,1
|
04
|
Национальная экономика
|
11 864 440,18
|
11 092 188,77
|
93,5
|
3 985 708,58
|
3 645 643,31
|
91,5
|
05
|
Жилищно-коммунальное хозяйство
|
3 065 376,45
|
2 597 593,12
|
84,7
|
1 660 062,54
|
1 488 741,16
|
89,7
|
06
|
Охрана окружающей среды
|
95 893,21
|
90 655,38
|
94,5
|
95 863,21
|
90 625,39
|
94,5
|
07
|
Образование
|
15 909 511,45
|
15 688 026,75
|
98,6
|
5 028 219,58
|
4 963 666,25
|
98,7
|
08
|
Культура и кинематография
|
1 198 300,51
|
1 182 224,53
|
98,6
|
873 126,88
|
864 436,64
|
99
|
09
|
Здравоохранение
|
124 981,31
|
124 981,31
|
100
|
2 744,59
|
2 744,59
|
100
|
10
|
Социальная политика
|
933 626,44
|
928 915,52
|
99,5
|
374 191,89
|
370 167,84
|
98,9
|
11
|
Физическая культура и спорт
|
399 658,49
|
359 219,27
|
89,9
|
117 758,49
|
112 417,34
|
95,5
|
12
|
Средства массовой информации
|
18 388,09
|
16 600,56
|
90,3
|
18 388,09
|
16 600,56
|
90,3
|
13
|
Обслуживание государственного и муниципального долга
|
715 347,19
|
704 984,73
|
98,5
|
715 347,19
|
704 984,73
|
98,5
|
|
И Т О Г О:
|
36 281 489,76
|
34 688 440,97
|
95,6
|
14 811 532,39
|
14 147 367,43
|
95,5
|
Исполнение расходной части бюджета за счет собственных средств составило 14,2 млрд. руб., что на 616 млн. руб. больше, чем в 2016 году.
На содержание транспорта и дорожного хозяйства города было направлено в 2017 году 10,7 млрд. руб., что практически в 2 раза больше, чем первоначально планировалось. Из них за счет федерального и областного бюджета – 7,4 млрд. руб.
На строительство метро было выделено 4,4 млрд. руб.
На содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования и инженерных сооружений на них, установку, содержание и ремонт светофорных объектов, содержание дорожных знаков и дорожной разметки, создание и техническое обслуживание парковок было выделено 3,5 млрд. руб., что на 1,8 млрд. руб. больше, чем в 2016 году.
На покрытие убытков предприятий от перевозки пассажиров по регулируемым тарифам было выделено 1,1 млрд. руб., в том числе:
МП "Нижегородское метро" в сумме 373,5 млн. руб. (или 100,0% от уточненного плана),
МП "Нижегородэлектротранс" в сумме 350,8 млн. руб. (или 100,0% от уточненного плана),
МП "Нижегородпассажиравтотранс" в сумме 376,0 млн. руб. (или 100% от уточненного плана).
На оплату ежегодных лизинговых платежей по муниципальным контрактам на приобретение автобусов, вагонов метро и трамваев было выделено 997,4 млн. руб.
На оплату лизинговых платежей по муниципальному контракту на приобретение дорожной техники - 79,6 млн. руб.
Всего расходы на содержание транспорта и дорожного хозяйства города по сравнению с 2016 годом выросли на 2,9 млрд. руб.
По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» исполнение составило 2,6 млрд. руб. или 202 % от исходного плана и 85 % от уточненного.
На капитальный ремонт многоквартирных домов направлено 85,1 млн. руб.
На снос строений, вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора из частного сектора, возмещение затрат по пустующим муниципальным жилым помещениям направлены средства в сумме 207,6 млн. руб., в 2016 году- 203,7 млн. руб.
На расселение жителей из аварийного и ветхого жилищного фонда из бюджетов всех уровней было направлено 335,4 млн. руб., из них за счет городского бюджета-280,0 млн. руб.
По подразделу "Благоустройство" исполнение составило 1,4 млрд. руб., что на 916,0 млн. руб. больше, чем в 2016 году.
Профинансированы расходы:
на уличное освещение - 310,7 млн. руб. (в 2016- 329,3 млн. руб.);
на озеленение - 132,0 млн. руб. (в 2016 году- 87,8 млн. руб.);
на содержание объектов инженерной защиты города, пляжей, фонтанов и прочих объектов благоустройства - 101,2 млн. руб. (в 2016 году- 66,5 млн. руб.).
В 2017 году город стал участником федеральной программы "Формирования комфортной городской среды". Программа предусматривает комплексное благоустройство дворовых территорий и "знаковых мест". Объекты благоустройства выбирались жителями путем голосования на сайте администрации города. В рамках программы за счет средств федерального, областного и городского бюджета профинансированы расходы в сумме 805,3 млн. руб.
Всего расходы на жилищно-коммунальное хозяйство города по сравнению с 2016 годом выросли на 993,4 млн. руб.
Социальная сфера
Приоритетными при исполнении бюджета оставались социальные обязательства города. По сравнению с 2016 годом расходы на социальную сферу выросли на 2,0 млрд. руб, за счет средств городского бюджета на 616,0 млн. руб.
По разделу "Образование" исполнение составило 15,7 млрд. руб., в том числе 10,7 млрд. руб. – за счет межбюджетных трансфертов.
Расходы на содержание детских дошкольных учреждений города профинансированы за счет городских средств в сумме 1,0 млрд. руб., за счет межбюджетных трансфертов в сумме 5,0 млрд. руб.
В 2017 году на территории города действовало 309 муниципальных детских дошкольных учреждений на 70 267 мест и 10 негосударственных детских сада на 746 мест.
На строительство новых детских садов направлено 282,5 млн. руб.
Расходы на содержание школ в 2017 году профинансированы за счет городских средств в сумме 1,3 млрд. руб. за счет межбюджетных трансфертов в сумме 5,3 млрд. руб.
В 2017 году на территории города обучалось 122 792 учащихся в 167 муниципальных школах и 1 576 учащихся в 8 негосударственных школах.
Всего расходы на образование по сравнению с 2016 годом выросли на 1 287,0 млн. руб.
На содержание 31 учреждения культуры и проведение культурно-массовых мероприятий в городе в 2017 году направлено 1,2 млрд. руб., что на 390,0 млн. руб. больше, чем в 2016.
На развитие физической культуры и спорта было выделено 359,2 млн. руб., в том числе:
на проведение спортивных мероприятий и развитие детско-юношеского спорта в сумме 20,7 млн. руб.;
на строительство спортивных объектов – 338,5 млн. руб.
По разделу "Социальная политика" исполнение за 2017 год составило 929,0 млн. руб. На что были направлены эти средства вы можете видеть на слайде.
- исполнение публичных нормативных обязательств (в сумме 629,0 млн. руб., что на 105 млн. руб. больше, чем в 2016);
- содержание учреждений социального обслуживания населения (в сумме 97 млн. руб. что на 22 млн. руб. больше, чем в 2016);
- предоставление социальных выплат и субсидий для приобретения жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в сумме 47,2 млн. руб.);
- приобретение квартир для детей-сирот (в сумме 122 млн. руб.);
- организацию мероприятий в области социальной политики (в сумме 8,5 млн. руб.).
Чемпионат Мира по футболу 2018 года
В течение 2017 года велась активная работа по подготовке к Чемпионату Мира по футболу. За счет бюджетов всех уровней на эти цели было выделено 6,0 млрд. руб. Основная часть средств была направлена на строительство метро- 4,3 млрд. руб., приобретение общественного транспорта -568,0 млн. руб. и благоустройство города -709,0 млн. руб.
Исполнение долговых обязательств
Бюджет города Нижнего Новгорода в 2017 году исполнен с дефицитом в размере 2,5 млрд. руб., из них 1,3 млрд. руб.- это остатки средств бюджета, сложившиеся на 1 января 2017 года. Таким образом, фактический дефицит, влияющий на объем муниципального долга, составил 1,2 млрд. руб.
Погашение дефицита в 2017 году осуществлялось, за счет муниципальных ценных бумаг, бюджетных, банковских кредитов и остатков денежных средств на счете города, сложившихся на 01 января 2017 года.
Сумма экономии бюджетных расходов по обслуживанию муниципального долга за счет использования в рамках финансового года временно свободных средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений, бюджетных кредитов от УФК по Нижегородской области, за счет подписания дополнительных соглашений с банками о снижении процентной ставки составила более 453,0 млн. руб. Средняя ставка по кредитам коммерческих банков составила 8,5 %.
Облигационный займ
05 декабря 2017 года состоялось размещение муниципального облигационного займа города Нижнего Новгорода 2017 года. Это второе размещение муниципальных ценных бумаг города (первое состоялось в 2002 году).
Выпуск муниципальных облигаций осуществлен в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга. Объем размещения 5,0 млрд. руб., срок обращения 5 лет. Выплата купонов (ставка 8,1% годовых) осуществляется ежеквартально. Погашение номинальной стоимости облигаций будет осуществляется в 2021 и 2022 году по 2,5 млрд. руб. Окончательная дата погашения облигаций - 05.12.2022.
Основные цели размещения займа: переход на долгосрочные заимствования, снижение зависимости от банковских кредитов, выравнивание графика погашения долга и сокращение расходов на его обслуживание.
Подтверждение кредитного рейтинга города
21 ноября 2017 года Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство присвоило городу Нижнему Новгороду кредитный рейтинг А-(RU), прогноз «Стабильный».
Соблюдение нормативов, установленных Бюджетным кодексом.
В процессе исполнения бюджета 2017 года были соблюдены все нормативы и ограничения, установленные бюджетным законодательством, в отношении дефицита бюджета, объема муниципального долга, расходов на обслуживание муниципального долга, объема заимствований.
Дефицит бюджета составил 8,83 % от собственных доходов с учетом остатков средств, сложившихся на счетах города на 01 января 2017 года, при нормативе, установленном Бюджетным кодексом РФ-10%.
Объем муниципального долга составил 82,7% от объема собственных доходов бюджета при установленном нормативе - 85%.
Расходы на обслуживание муниципального долга составили 2,9% от общих расходов бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций при утсановленном нормативе - 15%,
Объем заимствований не превышал сумму, направляемую на финансирование дефицита и (или) погашение долговых обязательств.
Отчет об исполнении бюджета города за 2017 год прошел внешнюю проверку контрольно-счетной палаты городской Думы.
По итогам проверки администрацией города получено положительное заключение об исполнении бюджета за 2017 год, а городской Думе рекомендовано рассмотреть вопрос об утверждении отчета на очередном заседании.
Презентация