Выступление председателя постоянной комиссии городской Думы по бюджетной, финансовой и налоговой политике на публичных слушаниях по исполнению бюджета города за 2017 год:
- Уважаемые коллеги! Хочу обратить ваше внимание на то, как исполнение бюджета в 2017 году происходило с точки зрения эффективности выбранных методов.
Начиная с 2016 года, были использованы и применены новые принципы бюджетной политики. Доходы бюджета 2017 года на 8 млрд.рублей больше, чем в 2015 году и на 4 млрд.рублей больше, чем в 2016 году. Процент исполнения прогнозных значений также растет: с 91,7% в 2015 году до 97,55% в 2017 году. На мой взгляд, это свидетельствует о повышении качества прогнозирования поступлений в бюджет.
Хочу отметить, что рост доходов связан не только с увеличением объема межбюджетных трансфертов( их увеличение логично, эволюционно и понятно). Мы готовимся к Чемпионату мира, мы готовимся к 800-летнему юбилею города – а это все дополнительные вложения, федеральные и региональные субвенции. Рост доходов связан и с достаточно высокой активностью работы администрации города в части собственных доходов.
Начиная с 2016 года, на территории города проводились мероприятия по повышению доходной части бюджета и оптимизации расходов. Упор в работе администрации в первую очередь был сделан на развитие неналоговых доходов бюджета и наращиванию налогооблагаемой базы.
В итоге уже в 2016 году поступления от неналоговых доходов выросли по сравнению с 2015 годом на 800 млн. рублей.
В структуре неналоговых доходов наибольшую долю имеют доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности - 2,3 млрд.рублей, доходы от продажи материальных и нематериальных активов - 565 млн.рублей, госпошлина - 340 млн.рублей.
Также хотел бы обратить внимание на то, что были выработаны модели работы администрации в части повышении качества поступления налоговых и неналоговых доходов, я имею в виду, прежде всего, работу антикризисной комиссии и комиссии, которая работает с должниками во все виды бюджетов.
Ежегодно, в 2016 году и в 2017 году, эта работа дала по итогам года сотни миллионов рублей. Это практически ручной режим, но на сегодняшний день, на мой взгляд, это лучшая практика. Поэтому полагаю, что и в 2018 году администрация должна будет продолжать работу выбранного формата.
Эффект от реализации мер по увеличению налоговых доходов в полной мере проявился в 2017 году, а начали - в 2016 году. Рост к 2015 году составил более 1 млрд.рублей, что обеспечило Н.Новгороду абсолютное лидерство среди городов-миллионников Поволжья по этому показателю.
В структуре налоговых доходов наибольшую долю составили:
- НДФЛ – более 6 млрд.рублей (67%), он вырос почти на 9%;
- налоги на имущество - 1,8 млрд.рублей (19,2%), они увеличились на 36 %;
- налоги на совокупный доход составили 898 млн.рублей (9,6%).
За доходами растут и расходы.
- расходы на образование - 15,7 млрд.рублей, что на 9% выше уровня 2016 года;
- расходы на культуру - 1,2 млрд. рублей, рост в 1,5 раза к уровню 2016 года;
- расходы на социальную политику - 929 млн.рублей, что на 27% выше уровня 2016 года;
- расходы на физическую культуру и спорт - 359 млн.рублей, их объем увеличился в 3 раза к уровню 2016 года.
С одной стороны, когда мы говорим о городе-миллионнике и говорим о сумме в 359 млн.рублей, которую муниципальный бюджет смог направить на физическую культуру и спорт – это крайне мало, но я акцентирую ваше внимание, что это в 3 раза больше, чем в 2016 году.
Расходы на ЖКХ составили 26 млрд.рублей - рост к уровню 2016 года более, чем в 1,5 раза.
Обращаю внимание присутствующих, что растут не только текущие расходы, но и капитальные. По сравнению с 2015 годом капитальные расходы выросли на 2,5 млрд. руб. Этот рост в основном обеспечен межбюджетными трансфертами из регионального бюджета, но за их счет происходит модернизация инфраструктуры города и строительство новых социальных объектов.
Я также хотел обратить внимание на высокую оценку рейтинговых агентств, которая производится на основе технической работы, сопровождающей финансовые позиции городской казны, городского бюджета. Именно это позволило эффективно и очень вовремя эмитировать и разместить городской, то есть муниципальный заем на срок 5 лет на сумму 5 млрд.рублей.
В целом я беру на себя ответственность оценить работу в фактуре формирования и исполнения городского бюджета за 2017 год как удовлетворительную и обращаюсь к вам с предложением, признав ее таковой, рекомендовать городской Думе принять этот отчет.