Председатель постоянной комиссии по бюджетной, финансовой и налоговой политике Марк Фельдман подвел итоги совместного совещания комиссий, которое состоялось в городской Думе 16 мая 2018 года:
- Начнем с вопроса по исполнению бюджета города за 2017 год. Во-первых, доходы составили боле 33 млрд.рублей, расходы – 36 млрд.рублей. Я обратил внимание коллег: если в 2016 году у нас примерно 50:50 трансфертов было из вышестоящих бюджетов, то в 2017 году – 60% составили трансферты (19 млрд.рублей). Связано это с подготовкой к Чемпионату мира по футболу: значительные федеральные средства идут на благоустройство, на инфраструктурные задачи. Они и составляли сумму более 19 млрд.рублей.
Основная часть собственных доходов - 45% - это НДФЛ. Есть нюансы: более 800 млн.рублей - это генерация (в сравнению с 2016 годом_ плюсом, которую удалось получить активной работой антикризисной комиссии, которая работает с должниками в бюджеты. Это еженедельная работа в ручном режиме. Все эти средства направляются на социальную сферу. Обратите внимание, доля расходов в бюджете города более 54% - это только образовательная сфера.
На что обратили внимание коллеги: затраты, связанные с доведением до ума одного спортивного объекта (тренировочной площадки), который мог и обязан был финансироваться за счет федеральных денег. Нам доложил департамент строительства, что подрядчик подвел, не исполнил и т.д., и в соответствии с федеральным законодательством теперь город за счет своих средств оплачивает эту работу. Тогда давайте разберемся, кто выбирал таких подрядчиков, кто их мониторил, кто их сопровождал, почему это получено? Мы же могли бы направить эти средства на другой спортивный объект. Поэтому мы услышали очень важную для нас информацию, что глава города в курсе и дал распоряжение разобраться и понять - кто прав, кто виноват, кого наказать. Мы обратились и к контрольно-счетной палате и к главам департаментов. Это не первый прецедент в моей практике.
В целом мы будем поддерживать исполнение бюджета за 2017 год. У нас было много знаковых событий. Напомню о генерации муниципального облигационного займа 5 млрд.рублей на 5 лет в 2017 году: мы правильно рассчитали цену вопроса, своевременность выхода на эту тему. Некоторые упрекали, в том числе и меня, почему мы в 2014 году не сделали этого, но никто не упоминал, что цена в 2014 году была выше. Кому нужна нецелесообразность в деньгах? Я считаю, что это был удачный ход, который сделала администрация в 2017 году, и это позволило получить более короткие деньги. В докладе есть цифры, и они проверяются: только на жесткой работе с заемными средствами в прошлом году город сэкономил более 400 млн.рублей, что крайне важно. Эти деньги были направлены на другие социальные нужды.
На заседании были вопросы по поводу исполнения муниципальных программ, планах их реализации – то, что названо «работой над ошибками». Напомню, что состоялись публичные слушания по исполнению бюджета. Я думаю, что Дума прислушается к нашим рекомендациям.
Еще один вопрос, который докладывал департамент финансов – коррекция бюджета на 820 млн.рублей. Как расщепляются эти средства: 11 млн.рублей – собственные доходы, то, что городская казна получила. Остальные средства регионального и федерального бюджетов. Основная сумма - 645,5 млн.рублей - пойдет на метро. Остальные средства идут исключительно на мероприятия по благоустройству, дороги, что очень правильно и своевременно, и это будет исполнено.
Был большой и долгий вопрос по отчету контрольно-счетной палаты. Вы знаете, мы неслучайно уделяем много времени работе этого органа. Сегодня мне понравилось предложение, которое сделал Дмитрий Геннадьевич Краснов - мы говорим о статусе контрольно-счетной палаты. Его надо поднять. Я буду поддерживать предложение по поводу увеличения штатной численности, поскольку предприятий, которые требуют аудита, мониторинга, оценки и аналитики, в городе много. И время наше непростое. А борьба за эффективность расходования бюджетных средств была и будет всегда. Поэтому мы в целом положительно оцениваем результаты деятельности контрольно-счетной палаты и видим необходимость повышения статусного характера. В процессе дискуссии на заседании родилась идея, что необходима «группа быстрого реагирования» - есть, к сожалению, скандальные прецеденты в работе некоторых предприятий, и это требует быстрого и эффективного реагирования. Будем эту технику готовить и с этим положением выходить.
И последний вопрос – вопрос, который докладывал департамент экономики по экономической деятельности муниципальных предприятий. Мы обсудили эффективность менеджмента МП. У всех на слуху, как меняют руководителей транспортных предприятий. Поэтому процесс идет. Щелчком невозможно все и сразу поменять. Мы вынуждены были даже паузу сделать по проверке муниципальных предприятий, так как менялись руководители финансовой службы, а без адекватного совместного действия оценить, понять и сделать выводы невозможно. Поэтому этот процесс не ради процесса.