На заседании городской Думы Нижнего Новгорода 22 мая 2019 года депутаты приняли к сведению отчет о деятельности контрольно-счетной палаты города Нижнего Новгорода в 2018 году. С докладом по вопросу выступила председатель контрольно-счетной палаты Ирина Семашко.
«Отчет о деятельности контрольно-счетной палаты города Нижнего Новгорода за 2018 подготовлен в соответствии с действующим законодательством и направлен Главе города и в городскую Думу с соблюдением установленных сроков.
Деятельность контрольно-счетной палаты в отчетном периоде осуществлялась в соответствии с утвержденным планом работы на 2018 год.
План работы контрольно-счетной палаты был сформирован в соответствии с полномочиями, установленными Бюджетным кодексом РФ, и №6-ФЗ от 07.02.2011 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», Положением о контрольно-счетной палате.
Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетной палатой в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Основные показатели деятельности за 2018 год:
Наименование показателя
|
2017
|
2018
|
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (ед.), в том числе:
|
36
|
34
|
контрольных мероприятий (ед.)
|
15
|
13
|
экспертно-аналитических мероприятий (ед.)
|
21
|
21
|
Объем финансовых нарушений (млн.руб.)
|
166,6
|
860,2
|
Объем недостатков и нарушений, связанных с порядком управления и распоряжения муниципальным имуществом (млн.руб.)
|
228,2
|
9 346,0
|
Количество направленных представлений (ед.)
|
11
|
16
|
Количество объектов, охваченных контрольными мероприятиями (ед.)
|
15
|
14
|
Методическое обеспечение деятельности КСП:
|
|
|
разработаны стандарты организации деятельности и внешнего муниципального финансового контроля (ед.)
|
-
|
14
|
стандарты разработаны и утверждены в 2018 году (ед.)
|
-
|
2
|
начата разработка стандартов (утверждены в феврале 2019 года) (ед.)
|
-
|
12
|
начата разработка методических рекомендаций по осуществлению полномочий в сфере противодействия коррупции (ед.)
|
-
|
1
|
Экспертиза муниципальных правовых актов (ед.)
|
-
|
15
|
Объем исходящей корреспонденции (запросы в рамках контрольных и экспертно-аналитических мероприятий) (ед.)
|
309
|
297
|
Объем входящей корреспонденции (ед.), в том числе:
|
159
|
257
|
из надзорных органов (ед.)
|
9
|
15
|
из органов внутренних дел (ед.)
|
7
|
5
|
В отчетном периоде изменились подходы к формированию плана работы контрольно-счетной палаты – увеличилось количество мероприятий, направленных на проверку всей финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля.
В результате проведения комплексных контрольных мероприятий существенно вырос объем выявленных финансовых нарушений и недостатков (со 166,6 млн. рублей в 2017 году до 860,2 млн. рублей в 2018 году).
Рост в отчетном периоде количества представлений (с 11 до 16), направленных по результатам контрольных мероприятий является индикатором эффективности деятельности КСП.
Важным показателем эффективности работы контрольно-счетной палаты также является рост объема проверенных средств – в 1,9 раза (без учета стоимости муниципального имущества) (с 1,9 до 3,5 млрд. рублей).
Объем и характер выявленных контрольно-счетной палатой нарушений в 2018 году следующий:
- нарушение порядка оформления договорных отношений на сумму 245,6 млн. рублей связаны с необоснованным пролонгированием ранее заключенных контрактов без проведения конкурсных процедур.
- нарушения ведения операций на расчетных счетах в сумме 202,5 млн. рублей заключаются в несоблюдении порядка санкционирования расходных операций.
- нарушения на сумму 154,5 млн. рублей связаны с документальным оформлением приемки работ и нарушением порядка заключения и условий реализации контрактов.
- сумма недополученных доходов, по оценке контрольно-счетной палаты, составила 88,3 млн. рублей (15,3 млн. – средства городского бюджета, 73,0 млн. рублей – средства муниципальных предприятий) в основном в результате отсутствия претензионной работы, занижения стоимости оказанных услуг.
- основными причинами неправомерных выплат надбавок, компенсационных и иных выплат в сумме 50,6 млн. рублей явились:
-отсутствие в локальных нормативных актах оснований для данных выплат;
-выплаты работникам, должности которых не предусмотрены штатным расписанием.
- аудит закупок выявил нарушения законодательства о закупках для муниципальных нужд на сумму 36,4 млн. рублей как в муниципальных учреждениях, так и в структурных подразделениях администрации.
При проведении контрольных мероприятий КСП уделялось особое внимание соблюдению порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Объем недостатков, связанных с муниципальным имуществом, составил 9,2 млрд. рублей, а объем нарушений 82 млн. рублей.
Основная сумма (это почти 9,2 млрд. рублей) связана с передачей имущества муниципальному учреждения, функциями которого, в соответствии с Уставом, не предусмотрено использования данного имущества (на сумму 6,9 млрд. рублей) и неисполнением постановления администрации города о передаче недвижимого имущества (на сумму 2,3 млрд. рублей).
Остальная сумма нарушений (82 млн. руб.) – это несвоевременное отражение в учете объектов муниципального имущества, отсутствие документов по передаче основных средств, непринятие мер к списанию объектов муниципального имущества, непроведение или проведение не в полном объеме инвентаризации имущества.
По результатам контрольных мероприятий были составлены акты, в которых отражались все вышеуказанные нарушения (как финансовые, так и нефинансовые) и направлено 16 представлений.
Акты по результатам контрольных мероприятий направлены главе города Нижнего Новгорода, в Прокуратуру (по соглашению о сотрудничестве и взаимодействии), в городскую Думу (по запросу).
Необходимо отметить, что администрация города не бездействует, принимаются меры по устранению нарушений и недостатков, указанных в представлениях.
По финансовым нарушениям и недостаткам на сумму 777,9 млн. рублей, или 90,4%администрацией города приняты меры, что является высоким показателем.
В сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве и взаимодействии от 10.11.2016 материалы по результатам 13-ти контрольных мероприятий направлены в Прокуратуру города Нижнего Новгорода, по которым проводится соответствующая работа надзорными и правоохранительными органами.
Экспертно-аналитические мероприятия проводятся контрольно-счетной палатой в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и в целях обеспечения непрерывности контроля на всех стадиях бюджетного процесса.
Проведение экспертно-аналитических мероприятий осуществляется контрольно-счетной палатой в форме предварительного, текущего и последующего контроля.
В отчетном периоде проведено 21 экспертно-аналитическое мероприятие.
При проведении экспертно-аналитических мероприятий особое внимание уделялось следующим вопросам:
- системное планирование;
- взаимодействие с администраторами доходов;
- межбюджетные трансферты;
- объекты незавершенного строительства;
- исполнение расходной части (по муниципальным программам);
- получение доходов от использования имущества.
По результатам экспертно-аналитических мероприятий выработано и направлено в администрацию города Нижнего Новгорода более 40 предложений и рекомендаций.
В отчете контрольно-счетной палаты приведен подробный перечень необходимых мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе экспертно-аналитических мероприятий.
В соответствии с требованиями действующего законодательства контрольно-счетной палатой впервые проведена большая методическая работа.
Разработано 14 стандартов организации деятельности и внешнего муниципального финансового контроля.
В рамках реализации своих полномочий контрольно-счетная палата принимает участие в работе городской Думы, в комиссиях администрации, осуществляет взаимодействие с контрольно-счетной палатой Нижегородской области и Союзом муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации.
В соответствии с №6-ФЗ контрольно-счетная палата размещает информацию о своей деятельности на официальном сайте городской Думы в разделе «Контрольно-счетная палата».
С учетом итогов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в декабре 2018 года утвержден план работы на 2019 год.
Приоритетное направление деятельности контрольно-счетной палаты в текущем году – проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Внимание также будет уделяться стандартизации деятельности, усилению последующего контроля, взаимодействия с Прокуратурой, Союзом муниципальных контрольно-счетных органов РФ и КСП Нижегородской области.
В целях реализации задач, поставленных Президентом РФ, Счетной палатой РФ КСП разработаны краткосрочный план и перспективные направления развития контрольно-счетной палаты, которые определяют необходимость ее реформирования (увеличение штатной численности, структурирование деятельности по направлениям (отраслям городского хозяйства) и, как следствие, придания статуса самостоятельного юридического лица (ст. 3 Федерального закона № 6-ФЗ).
В текущем году документы, определяющие Стратегию развития контрольно-счетной палаты, планируется направить в городскую Думу.