К ПРОЕКТУ БЮДЖЕТА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
НА 2013 ГОД
Уважаемые нижегородцы!
Позвольте представить Вашему вниманию проект бюджета города на 2013 год.
Формирование бюджета города Нижнего Новгорода на 2013 год велось с учетом федерального и областного законодательства в части распределения полномочий и межбюджетных отношений и основывалось на:
- Бюджетном послании Президента РФ;
- Прогнозе социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2013-2015 годы;
- подходах и принципах, определенных Основными направлениями бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (постановление администрации города Нижнего Новгорода от 30.08.2012 № 3530).
В соответствии с действующим законодательством был утвержден среднесрочный финансовый план города Нижнего Новгорода на 2013-2015 годы.
На слайде представлены основные параметры бюджета города (доходы, расходы, дефицит) на три года вперед в соответствии со среднесрочным финансовым планом, представляемым одновременно с бюджетом.
Примечание:
Основные параметры среднесрочного финансового плана города Нижнего Новгорода на 2013-2015 годы
Таблица 1.1
млрд. руб.
Показатель
|
2012 год
|
2013 год
|
2014 год
|
2015 год
|
Доходы бюджета города Нижнего Новгорода
|
14,6
|
16,9
|
17,6
|
19,0
|
Расходы города Нижнего Новгорода
|
15,6
|
17,5
|
17,6
|
18,6
|
Дефицит (-), профицит (+)
|
-1,0
|
-0,6
|
0,0
|
0,4
|
Бюджетная политика в области доходов
При формировании доходной части бюджета города Нижнего Новгорода на 2013 год так же были учтены:
- сведения налоговых органов о налогооблагаемой базе, начисленных и поступивших суммах доходов за предыдущие периоды;
- информация отраслевых департаментов о деятельности и перспективах развития курируемых ими отраслей.
В проекте бюджета города на 2013 год сумма доходов составляет 16,9 млрд. руб. или 115,4 % к исходному плану 2012 года (в 2012 году – 14,6 млрд. руб.), в том числе:
- собственные доходы 12,1 млрд. или 71,4 %;
- безвозмездные поступления – почти 4,8 млрд. или 28,6 %.
В собственных доходах составляют:
налоговые поступления - 9,0 млрд. руб. или 74,5 %;
и неналоговые поступления - 3,1 млрд. или 25,5 %.
В структуре налоговых поступлений основной объем составляют:
налог на доходы физических лиц в сумме 6,3 млрд. руб., или 52,6% от собственных доходов;
налоги на имущество (земельный налог и налог на имущество физических лиц) в сумме 1,5 млрд. или 12,8% от собственных доходов;
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 929,3 млн. или 7,7% от собственных доходов.
В структуре неналоговых поступлений основной объем составляют:
- доходы от аренды земли и продажи права аренды земельных участков в сумме 964,9 млн. – 8,0 % от собственных доходов;
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов в сумме 888,0 млн. – 7,4 % от собственных доходов;
- доходы от сдачи в аренду муниципального имущества в сумме 557,6 млн. руб., или 4,6 % от собственных доходов;
- прочие доходы от использования имущества в сумме 249,8 млн. руб. – 2,1% от собственных доходов.
Хочу отметить, что в доходной части проекта бюджета доля межбюджетных трансфертов в 2013 году составляет 28,6% В абсолютных показателях сумма межбюджетных трансфертов в 2013 году составляет 4,8 млрд. руб.
Анализ поступлений межбюджетных трансфертов в 2009-2013 годах представлен на слайде.
Бюджетная политика в области расходов
Параметры бюджета на 2013 год продиктованы реальной экономической ситуацией. Ситуация сложная, поэтому администрация города была вынуждена разработать жесткий, но сбалансированный вариант расходной части бюджета.
В соответствии с бюджетным законодательством департаментом финансов была разработана Методика планирования бюджетных ассигнований бюджета города Нижнего Новгорода на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
Прогнозный коэффициент инфляции (сводный индекс потребительских цен) на 2013 год составляет 107,4%.
Приоритетными направлениями планирования бюджетных ассигнований являлись текущие расходы, в т.ч. зарплата с начислениями, коммунальные услуги, питание.
При формировании расходов на органы местного самоуправления города Нижнего Новгорода расчет по должностям муниципальной службы производился исходя из утвержденной структуры органов местного самоуправления и штатных расписаний по состоянию на 01 сентября 2012 года с 5 % экономией в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности.
Расходы на фонд оплаты труда работников отраслей социальной сферы сформирован в пределах существующей штатной численности работников муниципальных учреждений.
По расходам, носящим капитальный характер, приоритетными направлениями планирования бюджетных ассигнований являлись расходы по долгосрочным контрактам, заключенным до первого года планируемого периода и носящим социально значимый характер.
Расчеты на дополнительные ассигнования рассматривались только на основании утвержденных муниципальных правовых актов, устанавливающих новые расходные обязательства.
Расходы на оплату коммунальных услуг рассчитаны в пределах лимитов, утвержденных Министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области с учетом прогнозного роста тарифов и 10% экономией.
Использованные при расчетах тарифы на 2013 год составили:
на тепловую энергию - 112%;
на электрическую энергию, реализуемую бюджетным потребителям - 112,7%;
на природный газ - 115%;
на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод - 106,2%.
Расходы на питание в учреждениях бюджетной сферы сформированы по нормам бюджета на 2012 год и с учетом изменения сетевых показателей на 2013 год.
Кроме того дополнительно просчитаны расходы на питание учащихся в группах продленного дня и на питание детей, родители которых полностью освобождены от платы.
В бюджете Нижнего Новгорода на 2013 год учтены расходы за счет межбюджетных трансфертов на исполнение переданных муниципалитету отдельных государственных полномочий.
В проекте бюджета на 2013 год общая сумма расходов составляет 17,5 млрд. руб. (111,8 % к исходному плану 2012 года), что на 1,9 млрд. руб. больше, чем в 2012 году.
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства РФ формирование расходов на 2013 год осуществлялось с выделением объемов действующих и принимаемых обязательств:
объем действующих расходных обязательств прогнозируется в сумме 16,8 млрд. рублей,
объем принимаемых расходных обязательств прогнозируется в сумме 0,7 млрд. рублей.
К принимаемым обязательствам отнесены расходы на содержание детских садов-новостроек, вновь создаваемых учреждений, музея техники и оборонной промышленности, ФОКов при школах № 186, № 30, № 165, расходы на обеспечение транспортной безопасности на станциях метро, автобусные перевозки, ряд других расходов.
На следующем слайде Вы можете видеть общую структуру расходов и процентное соотношение отраслей в общем объеме расходов бюджета.
Наибольший удельный вес занимают:
- Образование – 55,9 %;
- Национальная экономика – 18,4 %;
- Общегосударственные вопросы – 7,9 %;
- Жилищно-коммунальное хозяйство – 7,0 %.
Представленный проект бюджета имеет социальную направленность.
На образование, культуру, спорт, молодежную и социальную политику приходится 11,0 млрд. руб. или 62,8% от общей суммы расходов.
Социальная сфера
Остановлюсь на традиционных расходах на социальную сферу: данные расходы запланированы в соответствии с общей методикой планирования бюджета.
Всего на образование планируется направить 9,8 млрд. руб. (в 2012 году – 8,7 млрд. руб.), в т. ч. за счет средств города – 5,6 млрд. руб., за счет межбюджетных трансфертов – 4,2 млрд. руб.
По отрасли «Образование» запланированы расходы на содержание 20 казенных учреждений. Это 2 вечерних (сменных) общеобразовательных школы при исправительных колониях, 15 коррекционных учреждений, 1 санаторно-лесная школа, 1 школа-интернат № 5, 1 специальная общеобразовательная школа № 27 открытого типа.
Субсидии на выполнение муниципальных заданий будут предоставлены:
1. Автономным учреждениям (14 учреждений). Это 7 дошкольных учреждений, 6 общеобразовательных школ, 1 межшкольный учебный комбинат;
2. Бюджетным учреждениям (551 учреждение). Это дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, вечерние (сменные) школы, общеобразовательные школы-интернаты, детские музыкальные, художественные школы и школы искусств, детские юношеские спортивные школы, детские юношеские центры, дворец спорта «Заречье», детские оздоровительные лагеря, учреждения по внешкольной работе с детьми, прочие учреждения образования.
На финансирование дошкольного образования в 2013 году запланированы расходы в сумме 3,3 млрд. руб., в том числе на строительство объектов дошкольного образования Нижнего Новгорода предусмотрены расходы в сумме 10,0 млн. руб.
На общее образование в 2013 год планируется потратить 6,0 млрд. руб.
На питание детей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях предусмотрены расходы в сумме 449,5 млн. руб.
На молодежную политику и оздоровление детей на 2013 год запланированы расходы в сумме 180,4 млн. руб., из них:
- 33,8 млн. руб. – субсидии детским оздоровительным лагерям «Лесной», «Александровка», «Чайка», «Звездочка»;
- 19,3 млн. руб. – на мероприятия по оздоровлению детей.
По прежнему большое внимание в бюджете на 2013 год будет уделяться финансированию физической культуры и спорта:
- на строительство физкультурных объектов запланированы расходы в сумме 379,7 млн. руб.,
- на финансирование расходов на проведение различных спортивных мероприятий, развитие детско-юношеского спорта, проведение соревнований предусмотрены расходы в сумме 6,5 млн. руб.
На отрасль «Культура» на 2013 год расходы запланированы в сумме 390,4 млн. руб., в т. ч. субсидии досуговым центрам «Надежда», «Искра», «Молодежный», «Смена», «Зарница», «Буревестник», «Орленок», Нижегородскому планетарию, учреждению культуры «Рождественская сторона», а также Нижегородскому театру «Комедии», театру музыкально-пластической драмы «Преображение», Нижегородскому камерному театру оперы и музыкальной комедии им. В. Степанова, ансамблю народной песни «Любава», Камерному хору «Нижний Новгород», ансамблю солистов «София».
Также в 2013 году запланированы расходы на «Музей истории и культуры Московского района» и «Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности».
По отрасли «Социальная политика» на 2013 год запланированы расходы в сумме 0,4 млрд. руб., в т.ч. на предоставление субсидий двум бюджетным учреждениям: «Городской дом ветеранов» и МЦ «Надежда». Дополнительно предусмотрены расходы на обеспечение деятельности вновь принимаемого лагеря «Спутник».
На исполнение публичных нормативных обязательств запланированы средства в сумме 267,8 млн. руб.
Перечень публичных нормативных обязательств Вы можете увидеть на слайде.
Раздел Национальная экономика
Второе место по объему расходов в бюджете занимает раздел «Национальная экономика» – 18,4 % от общей суммы расходов или 3,2 млрд. руб.
В том числе: по подразделу «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» запланированы расходы в сумме 1,5 млрд. руб.;
по подразделу «Транспорт» на 2013 год запланированы расходы в сумме 1,4 млрд. руб. (из них 1,0 млрд. руб. – на возмещение затрат по перевозке пассажиров на пассажирском транспорте, работающем в социальном режиме в городе Нижнем Новгороде);
по остальным подразделам «Национальной экономики» запланированы расходы в сумме 0,3 млрд. руб.
Дорожное хозяйство
На дорожное хозяйство запланирована сумма – 1,5 млрд. руб., в т.ч.:
- на содержание и ремонт автомобильных дорог и инженерных сооружений на них - 1,4 млрд. руб.
Данной суммой предусмотрено содержание улично-дорожной сети; 21 подземного пешеходного перехода, с учетом введения новых тоннелей; 44 пешеходных моста; 7 надземных пешеходных переходов; мостов и путепроводов;
- на организацию дорожного движения – 0,1 млрд. руб.
Городской транспорт
На возмещение затрат по перевозке пассажиров на пассажирском электротранспорте предусмотрены расходы в сумме больше 0,7 млрд. руб. Доходы от перевозок на электротранспорте просчитаны с учетом действующих тарифов на перевозку пассажиров.
По МП «Нижегородское метро» доходы и расходы просчитаны с учетом ввода в эксплуатацию станции метро «Горьковская».
На возмещение затрат по перевозке пассажиров на пассажирском автотранспорте предусмотрены расходы в сумме 0,3 млрд. руб.
Капитальное строительство
На капитальное строительство в бюджете 2013 года предусмотрены расходы в сумме почти 0,5 млрд. руб.
На слайде представлены основные направления расходования средств.
Жилищно-коммунальное хозяйство
На финансирование расходов, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством запланированы расходы в сумме 1,2 млрд. руб.
Будет продолжена реализация мероприятий, направленных на энергоресурсосбережение и повышение энергетической эффективности в сфере жилищного и коммунального хозяйства.
Обслуживание государственного и муниципального долга
Структура муниципального долга
По прогнозам муниципальный долг Нижнего Новгорода на 01.01.2014 года может составить 4,5 млрд. руб.
Обслуживание муниципального долга
В проекте бюджета запланированы расходы на обслуживание муниципального долга в сумме 320,0 млн. руб.
ИСТОЧНИКИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В 2012 ГОДУ
Запланированный размер дефицита составит 0,6 млрд. руб.
Напомню, что размер дефицита бюджета муниципалитета, установленный Бюджетным кодексом РФ, не должен превышать 10% от объема собственных доходов.
Дефицит предполагается покрывать за счет банковских кредитов.
При формировании бюджета на 2013 год соблюдены все требования Бюджетного кодекса РФ в части планируемого дефицита бюджета, объема муниципального долга, расходов на обслуживание муниципального долга, объема муниципальных заимствований.
В заключение хочу напомнить слова Дмитрия Анатольевича Медведева, сказанные на заседании Правительства РФ, посвященного обсуждению проекта федерального бюджета на 2013 год: «Работа над бюджетом – это всегда набор самоограничений и компромиссов… С другой стороны, работа над бюджетом … это всегда набор или выбор приоритетов, каждый из которых по отдельности абсолютно важен.
И наконец, работа над бюджетом – это всегда очень трудный выбор, который должен быть сделан в конечном счёте».
Работа над бюджетом была сложной, но основная цель – разработка реалистичного бюджета – была достигнута.
При жестком соблюдении требований бюджетного и налогового законодательства, ограниченном объеме доходных источников был сформирован сбалансированный бюджет, призванный обеспечить жизнедеятельность города и исполнение социальных расходных обязательств.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!