Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заявил о возможном сокращении рабочей недели с пяти дней до четырех. По мнению Медведева, переход на четырехдневную рабочую неделю в России должен сопровождаться как сохранением уровня зарплаты, так и ростом производительности труда. Заместитель председателя городской Думы Нижнего Новгорода Николай Сатаев считает, что необходимо оценить, как эта инициатива может повлиять на экономику страны.
«Вопрос о переходе на четырехдневную рабочую неделю, на мой взгляд, неоднозначный и потребует проанализировать огромное количество социально–экономических вопросов.
Первое: уменьшится или увеличится заработная плата? Думаю, об увеличении зарплаты при сокращении рабочего дня не может быть и речи. «Меньше работаете – меньше получаете», – такой может быть мотивация работодателя. Особенно в сфере бизнеса и коммерции.
Второе: как будут работать те, кто занят на производствах с круглосуточным циклом, к примеру, в металлургии? Как будет работать общественный транспорт?
Третье: как будет работать социальная сфера – детские сады, школы, больницы и поликлиники? Где будут находиться детишки, школьники? Сейчас все эти процессы взаимосвязаны, продиктованы экономической целесообразностью.
Конечно, главный вопрос заключается в том, как переход повлияет на экономику нашей страны в целом? Какую цель мы ставим и чего хотим добиться?
Понятно, что с ростом научно-технического прогресса (это особенно заметно в сельском хозяйстве, когда один комбайн заменяет тысячу жнецов) высвобождается рабочая сила. На сегодняшний момент мы видим, что вся экономика и торговля выстроена под Китай: 90% продукции не только у нас, но и во всем мире – китайского происхождения. Хочешь – не хочешь, а покупай, поскольку своего практически нет. Я убежден, что мы должны работать на свою экономику. Будут расти отечественные производства – у людей будет работа, будут расти налоговые поступления, будут расти экономические показатели, поднимется жизненный тонус у трудящихся.
Знаю, что есть другие мнения: кто-то поддерживает введение четырехдневной, даже трехдневной рабочей недели, а некоторые считают, к большому сожалению, что вообще работать не надо. Но с другой стороны мы видим, что новогодние каникулы в 10 –12 дней неоднозначно воспринимаются людьми. Возникает справедливый вопрос – чем занять свое свободное время? Если три дня в неделю будут свободны, то чем люди будут заниматься? Если они занимаются общественно полезным трудом на своем земельном участке, в садоводческих товариществах, в общественных организациях по интересам – это одно. Совершенно другое дело, если человек будет лежать дома на диване или сидеть за компьютером. Нужно понимать, что досуг людей необходимо организовать, люди должны развиваться культурно и интеллектуально. Кстати, это особенно актуально для молодежи. Потому что, когда человеку нечего делать, нет работы, его тянет на нехорошие вещи. А когда человек занят, получает зарплату за свой труд, он может на заработанные деньги организовать свой отдых.
Именно поэтому у меня неоднозначное отношение к возможному переходу на четырехдневную рабочую неделю. Сам я привык двигаться, работать практически без выходных. К тому же, у меня свое хозяйство. Только в движении человек познает счастье, радуясь результатам своего труда, а три дня в неделю лежать на диване перед телевизором, на мой взгляд, не самый лучший вариант.
Поэтому принимать решение о четырехдневной рабочей неделе нужно только после тщательного анализа социально-экономических последствий».