Добрый день!
Позвольте подвести финансовые итоги 2012 года.
Бюджет 2012 года был одобрен на публичных слушаниях, прошедших 06 декабря 2011 года, и принят депутатами городской Думы 14 декабря 2011 года со следующими параметрами: доходы – 14,6 млрд. руб., расходы – 15,6 млрд. руб., дефицит – 1,0 млрд. руб. Исходные параметры бюджета были более жесткими по сравнению с бюджетом посткризисного 2009 года.
Однако в течение года в бюджет неоднократно вносились изменения, что положительно сказалось на решении финансовых проблем города. Бюджет был уточнен 12 раз. Каждое уточнение было направлено на решение важных социально-экономических задач города.
На конец года бюджет имел следующие уточненные параметры: доходы – 22,1 млрд. руб. (в т.ч. на 1,4 млрд. руб. – увеличение за счет собственных доходов, на 6,1 млрд. руб. – за счет межбюджетных трансфертов), расходы – 23,8 млрд. руб., дефицит – 1,7 млрд. руб.
Информация о ходе исполнения бюджета города ежемесячно направлялась в городскую Думу города Нижнего Новгорода и размещалась на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода.
Остановлюсь более детально на исполнении доходной и расходной частей бюджета 2012.
Доходная часть бюджета города Нижнего Новгорода исполнена в сумме 21,9 млрд. руб. или 98,9% к уточненному плану и 149,9 % к исходному плану.
Для сравнения, в 2011 году исполнение по доходам составило 24,8 млрд. руб. или 88,2 % к уточненному плану.
Напомню, с 2012 году изменилось налоговое и бюджетное законодательство, что и повлекло значительное снижение налоговых поступлений.
В бюджет города перестали поступать:
налог на имущество организаций;
государственная пошлина за государственную регистрацию автотранспортных транспортных средств;
штрафы ГУВД по Нижегородской области за нарушение правил дорожного движения.
Наибольшие потери бюджета были связаны с уменьшением на 7 (с 30% до 23%) процентов отчислений в бюджет города поступлений от налога на доходы физических лиц.
Общая сумма выпадающих доходов от изменения законодательства составила более 3 млрд. руб.
В связи с этим в 2012 году по сравнению с 2011 годом изменилась и структура доходов: доля налоговых поступлений сократилась, а доля неналоговых выросла.
Налоговые доходы составили 8,0 млрд. руб. (36,5%), неналоговые – 3,9 млрд. (17,7%), безвозмездные поступления – 10,0 млрд. (45,8%).
По сравнению с 2011 годом наибольший рост налоговых доходов наблюдался по:
- земельному налогу на 25,8 % (или на 278,0 млн. руб.);
-единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 13,3% (или на 110,5 млн. руб.);
Наибольший рост по неналоговым доходам наблюдался по:
- платежам от государственных и муниципальных унитарных предприятий на 190,3% (или на 4,4 млн. руб.);
-доходам от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности на 67,3 % или (на 356,8 млн. руб.);
-прочим неналоговым доходам на 59,0 % (или на 89,9 млн. руб.)
-прочим доходам от использования имущества и прав, находящихся в муниципальной собственности на 31,5 % (или на 76,5 млн. руб.).
Рост поступлений по некоторым налоговым и неналоговым доходам, не смог покрыть сумму потерь доходной части бюджета, связанных с изменениями налогового и бюджетного законодательства. Общий объем собственных доходов, полученных в 2012 году, на 1,5 млрд. руб. меньше, чем в 2011 году.
Собственные доходы исполнены в сумме 11,9 млрд. руб. или 98,3% к уточненному плану. В бюджет города по сравнению с планом недополучено доходов в сумме 200,9 млн. руб.
По итогам исполнения, в структуре собственных доходов бюджета города основную долю поступлений по-прежнему составили налог на доходы физических лиц –45,7 % от общей суммы полученных собственных доходов (в 2011 году – 49,7%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности –18,5% (2011 год – 17,3%), налоги на имущество – 12,5% (2011 год – 15,4%), налоги на совокупный доход – 7,9% (за 2011 год 6,2%).
• Свыше 100% от уточненного плана исполнены:
- доходы от компенсации затрат бюджетов городских округов 192,6 %;
-прочие неналоговые доходы 128,9 %;
- штрафные санкции, возмещение ущерба 105,8 %;
- доходы от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности 104,2 %;
- госпошлина 103,3 %;
- земельный налог 102,1 %.
• Ниже 100% от уточненного плана исполнены:
- налог на доходы физических лиц 99,0 %,
- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 97,5 %;
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов 95,8%,
- налог на имущество физических лиц – 87,9 %;
- платежи при пользовании природными ресурсами- 85,6%;
- прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджетов городских округов -77%.
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, исполнены в сумме 2,2 млрд. руб. или на 92,2 % к уточненному годовому плану (недополучено к плану 185,2 млн. руб.).
Сумма межбюджетных трансфертов, полученных в 2012 году, составила 10,0 млрд. руб., что на 1,4 млрд. руб. меньше, чем в 2011.
Их структура представлена на слайде.
Первоначально, расходная часть бюджета планировались в сумме 15,6 млрд. руб. На конец года план был увеличен до 23,8 млрд. руб., а исполнение составило 23,0 млрд. руб. Процент исполнения от уточненного плана - 96,5%, от исходного плана – 147,4 %. Для сравнения, в 2011 году исполнение составило 25,7 млрд. руб. или 86,8 % к уточненному плану.
Общая сумма расходов в 2012 году на 2,7 млрд. руб. меньше, чем в 2011. Однако процент исполнения вырос с 86,8% в 2011 до 96,5 % в 2012.
Напомню, что наряду с изменениями доходной части в 2012 году по сравнению с 2011 годом, значительно изменились и расходные полномочия города. Из бюджета города уже не финансировались учреждения здравоохранения. В 2011 году сумма на их содержание составила 2,2 млрд. руб.
Функциональная структура расходов 2012 года, представленная на слайде, показывает, что их основная доля приходилась на следующие разделы:
-
"Образование" – 42,1% (соответственно 2011 год - 32,6%);
-
"Национальная экономика" – 35,8% (соответственно 2011год – 30,0 %);
-
"Жилищно-коммунальное хозяйство" – 10,9 % (соответственно 2011 год - 20,4 %);
-
«Социальная политика» - 1,9 % (соответственно 2011 год – 1,5 %).
Раздел
|
ВСЕГО
|
%
|
За счет собственных средств
|
%
|
Уточненный план
|
Исполнено
|
Уточненный план
|
Исполнено
|
0100
|
Общегосударственные вопросы
|
1 324 894,3
|
1 253 524,6
|
94,6
|
1 270 691,4
|
1 229 578,5
|
96,8
|
0300
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
|
88 364,5
|
84 725,4
|
95,9
|
85 515,2
|
81 876,1
|
95,7
|
0400
|
Национальная экономика
|
8 717 044,5
|
8 254 043,3
|
94,7
|
3 334 066,3
|
3 266 650,3
|
98,0
|
0500
|
Жилищно-коммунальное хозяйство
|
2 586 626,7
|
2 505 457,6
|
96,9
|
2 092 673,4
|
2 033 829,9
|
97,2
|
0600
|
Охрана окружающей среды
|
56 015,6
|
54 225,0
|
96,8
|
55 650,4
|
53 920,1
|
96,9
|
0700
|
Образование
|
9 697 651,3
|
9 690 185,0
|
99,9
|
5 656 391,2
|
5 650 043,8
|
99,9
|
0800
|
Культура и кинематография
|
417 700,9
|
416 606,5
|
99,7
|
400 194,6
|
399 126,6
|
99,7
|
0900
|
Здравоохранение
|
110 267,5
|
106 000,0
|
96,1
|
2 749,8
|
2 749,8
|
100,0
|
1000
|
Социальная политика
|
459 372,4
|
437 300,1
|
95,1
|
208 946,7
|
201 479,7
|
96,4
|
1100
|
Физическая культура и спорт
|
210 631,9
|
37 818,0
|
18,0
|
210 631,9
|
37 818,1
|
17,7
|
1200
|
Средства массовой информации
|
38 917,4
|
38 026,6
|
97,7
|
38 716,4
|
37 895,5
|
97,9
|
1300
|
Обслуживание государственного и муниципального долга
|
148 173,0
|
146 108,2
|
98,6
|
148 173,0
|
146 108,2
|
98,6
|
|
И Т О Г О:
|
23 855 660,0
|
23 024 020,3
|
96,5
|
13 504 400,3
|
13 141 076,6
|
97,3
|
Процент исполнения расходной части бюджета за счет собственных средств по сравнению с прошлым годом остался прежним 97%. В стоимостном выражении общая сумма расходов за счет собственных средств в 2012 году составила 13,1 млрд. руб. (в 2011- 14,6 млрд. руб.).
Остановлюсь на особо значимых отраслях расходов более подробно.
Содержание транспорта и дорожного хозяйства города профинансировано в 2012 году в сумме 7,9 млрд. руб. или 95,2 % к уточненному плану, из них за счет федерального и областного бюджета - 5,0 млрд. руб.
Приоритетными объектами капитального строительства оставались метрополитен, метромост и автодорожные подходы к нему. На эти цели было потрачено 5,0 млрд. руб. и в ноябре 2012 года была открыта станция "Горьковская".
Также в 2012 году были открыты дорога по ул. Карла Маркса от ул. Бетанкура до школы № 176, надземный пешеходный переход на пр. Гагарина (остановка "Университет") и другие объекты дорожной инфраструктуры.
Расходы на покрытие убытков предприятий электротранспорта от перевозки пассажиров по регулируемым тарифам профинансированы в полном объеме в сумме 557,5 млн. руб., что на 209,4 млн. руб. больше, чем в предыдущем году.
На капитальный ремонт и обновление основных средств предприятий городского электротранспорта были направлены средства в сумме 210,8 млн. руб. или 99,6 % к уточненному плану. Указанная сумма в 2,6 раза выше, чем в 2011 году.
На содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования и инженерных сооружений на них были направлены средства в сумме 1,7 млрд. руб.
По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» исполнение составило 2,5 млрд. руб. или 96,9% к уточненному плану.
В 2012 году город продолжал участвовать в программе Фонда содействия реформированию ЖКХ. В рамках этой программы было профинансировано 294,4 млн. руб., что на 152,8 млн. руб. больше чем в 2011 году.
На городские мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов и обустройству придомовых территорий направлено из бюджета города 175,8 млн. руб.
По подразделу "Благоустройство" исполнение составило 927,6 млн. руб. или 97,3 % к уточненному плану.
Расходы:
на уличное освещение профинансированы в сумме 349,8 млн. руб.;
на содержание объектов инженерной защиты города, пляжей, фонтанов и прочих объектов благоустройства профинансированы в сумме 282,1 млн. руб.;
на озеленение профинансированы в сумме 203,9 млн. руб.
Социальная сфера
Приоритетными при исполнении бюджета оставались социальные обязательства города.
В 2012 году было профинансировано повышение зарплаты:
с 1 января 2012 года работникам общеобразовательных учреждений (кроме учителей), учреждений культуры, социальной политики, физкультуры и спорта - на 6,5 %;
с 1 января работникам детских дошкольных учреждений, работающих с детьми, - на 15 %;
с 1 октября остальным работникам дошкольных учреждений - на 15 %;
с 1 октября работникам учреждений дополнительного образования - на 20 %;
с 01 октября работникам муниципальных учреждений - на 6,5 %.
Всего расходы на повышение зарплаты работникам социальной сферы в 2012 году составили 439,7 млн. руб.
По разделу "Образование" исполнение составило 9,7 млрд. руб. или 99,9% к уточненному плану, в том числе 3 млрд. руб. – за счет межбюджетных трансфертов.
Расходы на содержание детских дошкольных учреждений города профинансированы в сумме 2,8 млрд. руб. за счет городских средств и в сумме 0,3 млрд. руб. за счет межбюджетных трансфертов.
В 2012 году введены в эксплуатацию 3 детских сада.
На их строительство направлено 223,0 млн. руб.
Расходы на содержание школ в 2012 году профинансированы в сумме 2,0 млрд. руб. за счет городских средств и в сумме 3,7 млрд. руб. за счет межбюджетных трансфертов.
На строительство школ в 2012 году было направлено 154,0 млн. руб.
На содержание учреждений культуры и проведение культурно-массовых мероприятий в городе в 2012 году направлено 394,2 млн. руб.
На развитие физической культуры и спорта было выделено 523,9 млн. руб.
По разделу "Социальная политика" исполнение за 2012 год составило 437,3 млн. руб. или 95,2 % к уточненному плану. Основные направления расходования средств:
- предоставление социальных выплат и субсидий для приобретения жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в сумме 144,5 млн. руб.);
- компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (в сумме 137,2 млн. руб.);
- исполнение нормативных публичных обязательств (в сумме 65,3 млн. руб.);
- организация мероприятий в области социальной политики (в сумме 31,6 млн. руб.);
- содержание учреждений социального обслуживания населения (в сумме 30,8 млн. руб.).
Жилищные программы
В 2012 году активно продолжалась реализация мероприятий и программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан города Нижнего Новгорода.
За счет средств бюджетов всех уровней были предоставлены социальные выплаты на сумму 335,0 млн. руб. для приобретения жилья 231 семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Это: инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семьи, имеющие детей – инвалидов, молодые семьи, семьи работников городской бюджетной сферы, жители ветхого и аварийного жилого фонда.
Городские программы
В течение 2012 года на территории города действовали восемь муниципальных программ. За 2012 год исполнение составило 184,4 млн. руб. или 90,7 % к уточненному плану.
Кредиторская задолженность
Кредиторская задолженность бюджета города Нижнего Новгорода на 1 января 2012 года составляла - 13,9 млн. руб., на 1 января 2013 года - 197,3 млн. руб.
Рост кредиторской задолженности связан с отсутствием денежных средств в конце года на оплату выполненных работ по строительству ФОКа по ул. Львовская в Автозаводском районе (в сумме 172,4 млн. руб.) и неоплатой выполненных работ по берегоукреплению правого берега реки Волга в районе Мещерского озера за счет средств федерального бюджета в связи с реальным поступлением этих средств в последний рабочий день года (в сумме 20, млн. руб.).
Исполнение долговых обязательств
Бюджет города Нижнего Новгорода в 2012 году исполнен с дефицитом в размере 1,1 млрд. руб. при плане в 1,7 млрд. руб.
Погашение дефицита бюджета в 2012 году осуществлялось, за счет банковских кредитов и остатков денежных средств на счете города, сложившихся на 01 января 2012 года.
Заимствования проходили на аукционной основе. Сумма экономии от снижения процентной ставки по результатам аукциона и от ее дальнейшего снижения в течение года составила 78,4 млн. руб.
Наличие в течение года временно свободных денежных средств (межбюджетных трансфертов) на счетах города позволило в меньшем размере привлекать кредиты банков и создать экономию процентных платежей по обслуживанию муниципального долга.
Подтверждение кредитного рейтинга города
23 ноября 2012 года служба кредитных рейтингов компании Standard & Poor,s подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг Нижнего Новгорода «ВВ» и его рейтинг по национальной шкале «ruAA» с прогнозом изменения рейтингов - «Стабильный».
В обосновании кредитного рейтинга аналитики компании отметили, что «уровень рейтингов города Н.Новгорода поддерживают высокие финансовые показатели, низкий уровень долга и нейтральная позиция ликвидности, обусловленные взвешенной финансовой политикой руководства города».
Объем муниципального долга не превышал объем доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Дефицит бюджета не превышал 10% доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (ст. 92 БК РФ) и составил в отчетном году 9,2 %
Расходы на обслуживание муниципального долга не превышали 15% от расходов бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ.
Объем заимствований не превышал сумму, направляемую на финансирование дефицита и (или) погашение долговых обязательств.
В заключение, хотелось бы отметить, что в процессе исполнения бюджета 2012 года одновременно решались вопросы:
- реализации решений органов государственной власти, в том числе направленных на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы;
- активного участия в проводимых бюджетных реформах, в том числе разработка и реализация программы Повышения эффективности бюджетных расходов города Нижнего Новгорода на 2012 - 2014 годы;
- повышения качества бюджетного процесса и исполнения переданных государственных полномочий;
- дальнейшей реализации 83-ФЗ (реорганизация муниципальных учреждений), в том числе повышения качества и доступности муниципальных услуг;
- перехода на электронный документооборот со всеми главными распорядителями средств бюджета с применением электронной подписи, что повлекло сокращение издержек, связанных с осуществлением бюджетного процесса, ужесточение контроля за использованием бюджетных средств.