Городская Дума Нижнего Новгорода
Новости городской Думы

14.05.2013Доклад директора департамента финансов администрации г.Нижнего Новгорода С.И.Утросиной на публичных слушаниях 14 мая 2013 года «Об итогах исполнения бюджета города Нижнего Новгорода за 2012 г.»

Доклад директора департамента финансов администрации г.Нижнего Новгорода С.И.Утросиной на публичных слушаниях 14 мая 2013 года «Об итогах исполнения бюджета города  Нижнего  Новгорода за 2012 г.»

 

Добрый день!

Позвольте подвести финансовые итоги 2012 года.

Бюджет 2012 года был одобрен на публичных слушаниях, прошедших 06 декабря 2011 года, и принят депутатами городской Думы 14 декабря 2011 года со следующими параметрами: доходы – 14,6 млрд. руб., расходы – 15,6 млрд. руб., дефицит – 1,0 млрд. руб. Исходные параметры бюджета были более жесткими по сравнению с бюджетом посткризисного 2009 года.

Однако в течение года в бюджет неоднократно вносились изменения, что положительно сказалось на решении финансовых проблем города. Бюджет был уточнен 12 раз. Каждое уточнение было направлено на решение важных социально-экономических задач города.  

На конец года бюджет имел следующие уточненные параметры: доходы – 22,1 млрд. руб. (в т.ч. на 1,4 млрд. руб. – увеличение за счет собственных доходов, на 6,1 млрд. руб. – за счет межбюджетных трансфертов), расходы – 23,8 млрд. руб., дефицит – 1,7 млрд. руб.

Информация о ходе исполнения бюджета города ежемесячно направлялась в городскую Думу города Нижнего Новгорода и размещалась на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода.

Остановлюсь более детально на исполнении доходной и расходной частей бюджета 2012.

Доходная часть бюджета города Нижнего Новгорода исполнена в сумме 21,9 млрд. руб. или 98,9% к уточненному плану и 149,9 % к исходному плану.

Для сравнения, в 2011 году исполнение по доходам составило 24,8 млрд. руб. или 88,2 % к уточненному плану.

Напомню, с 2012 году изменилось налоговое и бюджетное законодательство, что и повлекло значительное снижение налоговых поступлений.

В бюджет города перестали поступать:

налог на имущество организаций;

государственная пошлина за государственную регистрацию автотранспортных транспортных средств;

штрафы ГУВД по Нижегородской области за нарушение правил дорожного движения.

 Наибольшие потери бюджета были связаны с уменьшением на 7 (с 30% до 23%) процентов отчислений в бюджет города поступлений от налога на доходы физических лиц. 

Общая сумма выпадающих доходов от изменения законодательства составила более 3 млрд. руб.

В связи с этим в 2012 году по сравнению с 2011 годом изменилась и структура доходов: доля налоговых поступлений сократилась, а доля неналоговых выросла.

Налоговые доходы составили 8,0 млрд. руб. (36,5%), неналоговые – 3,9 млрд. (17,7%), безвозмездные поступления – 10,0 млрд. (45,8%).

По сравнению с 2011 годом наибольший рост налоговых доходов наблюдался по:

- земельному налогу на 25,8 % (или на 278,0 млн. руб.);

-единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 13,3% (или на 110,5 млн. руб.);

Наибольший рост по неналоговым доходам наблюдался по:

- платежам от государственных и муниципальных унитарных предприятий на 190,3% (или на 4,4 млн. руб.);

-доходам от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности на 67,3 % или (на 356,8 млн. руб.);

-прочим неналоговым доходам на 59,0 % (или на 89,9 млн. руб.)

-прочим доходам от использования имущества и прав, находящихся в муниципальной собственности на 31,5 % (или на 76,5 млн. руб.).

Рост поступлений по некоторым налоговым и неналоговым доходам, не смог покрыть сумму потерь доходной части бюджета, связанных с изменениями налогового и бюджетного законодательства. Общий объем собственных доходов, полученных в 2012 году, на 1,5 млрд. руб. меньше, чем в 2011 году.

Собственные доходы исполнены в сумме 11,9 млрд. руб. или 98,3% к уточненному плану. В бюджет города по сравнению с планом недополучено доходов в сумме 200,9 млн. руб.

 По итогам исполнения, в структуре собственных доходов бюджета города основную долю поступлений по-прежнему составили налог на доходы физических лиц –45,7 % от общей суммы полученных собственных доходов (в 2011 году – 49,7%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности –18,5% (2011 год – 17,3%), налоги на имущество – 12,5% (2011 год – 15,4%), налоги на совокупный доход – 7,9% (за 2011 год 6,2%).

Свыше 100% от уточненного плана исполнены:

- доходы от компенсации затрат бюджетов городских округов 192,6 %;

-прочие неналоговые доходы 128,9 %;

- штрафные санкции, возмещение ущерба 105,8 %;

- доходы от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности 104,2 %;

- госпошлина 103,3 %;

- земельный налог 102,1 %.

Ниже 100% от уточненного плана исполнены:

- налог на доходы физических лиц 99,0 %,

- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 97,5 %;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов 95,8%,

- налог на имущество физических лиц – 87,9 %;

- платежи при пользовании природными ресурсами- 85,6%;

- прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджетов городских округов -77%.

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, исполнены в сумме 2,2 млрд. руб. или на 92,2 % к уточненному годовому плану (недополучено к плану 185,2 млн. руб.).

Сумма межбюджетных трансфертов, полученных в 2012 году, составила 10,0 млрд. руб., что на 1,4 млрд. руб. меньше, чем в 2011.

 Их структура представлена на слайде.

Первоначально, расходная часть бюджета планировались в сумме 15,6 млрд. руб. На конец года план был увеличен до 23,8 млрд. руб., а исполнение составило 23,0 млрд. руб. Процент исполнения от уточненного плана - 96,5%, от исходного плана – 147,4 %. Для сравнения, в 2011 году исполнение составило 25,7 млрд. руб. или 86,8 % к уточненному плану.

Общая сумма расходов в 2012 году на 2,7 млрд. руб. меньше, чем в 2011. Однако процент исполнения вырос с 86,8% в 2011 до 96,5 % в 2012.

Напомню, что наряду с изменениями доходной части в 2012 году по сравнению с 2011 годом, значительно изменились и расходные полномочия города. Из бюджета города уже не финансировались учреждения здравоохранения. В 2011 году сумма на их содержание составила 2,2 млрд. руб.

Функциональная структура расходов 2012 года, представленная на слайде, показывает, что их основная доля приходилась на следующие разделы:

  • "Образование" – 42,1% (соответственно 2011 год - 32,6%);
  • "Национальная экономика" – 35,8% (соответственно 2011год – 30,0 %);
  • "Жилищно-коммунальное хозяйство" – 10,9 % (соответственно 2011 год - 20,4 %);
  • «Социальная политика» - 1,9 % (соответственно 2011 год – 1,5 %).

 

Раздел

ВСЕГО

%

За счет собственных средств

%

Уточненный план

Исполнено

Уточненный план

Исполнено

0100

Общегосударственные вопросы

1 324 894,3

1 253 524,6

94,6

1 270 691,4

1 229 578,5

96,8

0300

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

88 364,5

84 725,4

95,9

85 515,2

81 876,1

95,7

0400

Национальная экономика

8 717 044,5

8 254 043,3

94,7

3 334 066,3

3 266 650,3

98,0

0500

Жилищно-коммунальное хозяйство

2 586 626,7

2 505 457,6

96,9

2 092 673,4

2 033 829,9

97,2

0600

Охрана окружающей среды

56 015,6

54 225,0

96,8

55 650,4

53 920,1

96,9

0700

Образование

9 697 651,3

9 690 185,0

99,9

5 656 391,2

5 650 043,8

99,9

0800

Культура и кинематография

417 700,9

416 606,5

99,7

400 194,6

399 126,6

99,7

0900

Здравоохранение

110 267,5

106 000,0

96,1

2 749,8

2 749,8

100,0

1000

Социальная политика

459 372,4

437 300,1

95,1

208 946,7

201 479,7

96,4

1100

Физическая культура и спорт

210 631,9

37 818,0

18,0

210 631,9

37 818,1

17,7

1200

Средства массовой информации

38 917,4

38 026,6

97,7

38 716,4

37 895,5

97,9

1300

Обслуживание государственного и муниципального долга

148 173,0

146 108,2

98,6

148 173,0

146 108,2

98,6

 

И Т О Г О:

23 855 660,0

23 024 020,3

96,5

13 504 400,3

13 141 076,6

97,3

 

Процент исполнения расходной части бюджета за счет собственных средств по сравнению с прошлым годом остался прежним 97%. В стоимостном выражении общая сумма расходов за счет собственных средств в 2012 году составила 13,1 млрд. руб. (в 2011- 14,6 млрд. руб.).

Остановлюсь на особо значимых отраслях расходов более подробно.

Содержание транспорта и дорожного хозяйства города профинансировано в 2012 году в сумме 7,9 млрд. руб. или  95,2 % к уточненному плану, из них за счет федерального и областного бюджета - 5,0 млрд. руб.

Приоритетными объектами капитального строительства оставались метрополитен, метромост и автодорожные подходы к нему. На эти цели было потрачено 5,0 млрд. руб. и в ноябре 2012 года была открыта станция "Горьковская".

Также в 2012 году были открыты дорога по ул. Карла Маркса от ул. Бетанкура до школы № 176, надземный пешеходный переход на пр. Гагарина (остановка "Университет") и другие объекты дорожной инфраструктуры.

Расходы на покрытие убытков предприятий электротранспорта от перевозки пассажиров по регулируемым тарифам профинансированы в полном объеме в сумме 557,5 млн. руб., что на 209,4 млн. руб. больше, чем в предыдущем году.

На капитальный ремонт и обновление основных средств предприятий городского электротранспорта были направлены средства в сумме 210,8 млн. руб. или  99,6 % к уточненному плану. Указанная сумма в 2,6 раза выше, чем в 2011 году.

На содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования и инженерных сооружений на них были направлены средства в сумме 1,7 млрд. руб.

По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» исполнение составило 2,5 млрд. руб. или  96,9% к уточненному плану.

В 2012 году город продолжал участвовать в программе Фонда содействия реформированию ЖКХ. В рамках этой программы было профинансировано 294,4 млн. руб., что на 152,8 млн. руб. больше чем в 2011 году.

На городские мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов и обустройству придомовых территорий направлено из бюджета города 175,8 млн. руб.

По подразделу "Благоустройство" исполнение составило 927,6 млн. руб. или  97,3 % к уточненному плану.

Расходы:

 на уличное освещение профинансированы в сумме 349,8 млн. руб.;

на содержание объектов инженерной защиты города, пляжей, фонтанов и прочих объектов благоустройства профинансированы в сумме 282,1 млн. руб.;

на озеленение профинансированы в сумме 203,9 млн. руб.

Социальная сфера

Приоритетными при исполнении бюджета оставались социальные обязательства города.

В 2012 году  было профинансировано повышение зарплаты:

с 1 января 2012 года работникам общеобразовательных учреждений (кроме учителей), учреждений культуры, социальной политики, физкультуры и спорта -  на 6,5 %;

с 1 января работникам детских дошкольных учреждений, работающих с детьми, - на 15 %;

с 1 октября остальным работникам дошкольных учреждений - на 15 %;

с 1 октября работникам учреждений дополнительного образования - на 20 %;

с 01 октября работникам муниципальных учреждений - на 6,5 %.

Всего расходы на повышение зарплаты работникам социальной сферы в 2012 году составили 439,7 млн. руб.

По разделу "Образование" исполнение составило 9,7 млрд. руб. или 99,9% к уточненному плану, в том числе 3 млрд. руб. – за счет межбюджетных трансфертов.

Расходы на содержание детских дошкольных учреждений города профинансированы в сумме 2,8 млрд. руб. за счет городских средств и в сумме 0,3 млрд. руб. за счет межбюджетных трансфертов.

В 2012 году введены в эксплуатацию 3 детских сада.

На их строительство направлено 223,0 млн. руб.

 

Расходы на содержание школ в 2012 году профинансированы в сумме 2,0 млрд. руб. за счет городских средств и в сумме 3,7 млрд. руб. за счет межбюджетных трансфертов.

На строительство школ в 2012 году  было направлено 154,0 млн. руб.

На содержание учреждений культуры и проведение культурно-массовых мероприятий в городе в 2012 году  направлено 394,2 млн. руб.

На развитие физической культуры и спорта было выделено 523,9 млн. руб.

По разделу "Социальная политика" исполнение за 2012 год составило 437,3 млн. руб. или 95,2 % к уточненному плану. Основные направления расходования средств:

- предоставление социальных выплат и субсидий для приобретения жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в сумме 144,5 млн. руб.);

- компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (в сумме 137,2 млн. руб.);

- исполнение нормативных публичных обязательств (в сумме 65,3 млн. руб.);

- организация мероприятий в области социальной политики (в сумме 31,6 млн. руб.);

- содержание учреждений социального обслуживания населения (в сумме 30,8 млн. руб.).

Жилищные программы

В 2012 году активно продолжалась реализация мероприятий и программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан города Нижнего Новгорода.

За счет средств бюджетов всех уровней были предоставлены социальные выплаты на сумму 335,0 млн. руб. для приобретения жилья 231 семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Это: инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семьи, имеющие детей – инвалидов, молодые семьи, семьи работников городской бюджетной сферы, жители ветхого и аварийного жилого фонда.

Городские программы

В течение 2012 года на территории города действовали восемь муниципальных программ. За 2012 год исполнение составило 184,4 млн. руб. или 90,7 % к уточненному плану.

Кредиторская задолженность

Кредиторская задолженность бюджета города Нижнего Новгорода на 1 января 2012 года составляла -  13,9 млн. руб., на 1 января 2013 года - 197,3 млн. руб.

Рост кредиторской задолженности связан с отсутствием денежных средств в конце года на оплату выполненных работ по строительству ФОКа по ул. Львовская в Автозаводском районе (в сумме 172,4 млн. руб.) и неоплатой выполненных работ по берегоукреплению правого берега реки Волга в районе Мещерского озера за счет средств федерального бюджета в связи с реальным поступлением этих средств в последний рабочий день года (в сумме 20, млн. руб.).

Исполнение долговых обязательств

Бюджет города Нижнего Новгорода в 2012 году исполнен с дефицитом в размере 1,1 млрд. руб. при плане в 1,7  млрд. руб.

Погашение дефицита бюджета в 2012 году осуществлялось, за счет банковских кредитов и остатков денежных средств на счете города, сложившихся на 01 января 2012 года.

Заимствования проходили на аукционной основе. Сумма экономии от снижения процентной ставки по результатам аукциона и от ее дальнейшего снижения в течение года составила 78,4 млн. руб.

Наличие в течение года временно свободных денежных средств (межбюджетных трансфертов) на счетах города позволило в меньшем размере привлекать кредиты банков и создать экономию процентных платежей по обслуживанию муниципального долга.

 

Подтверждение кредитного  рейтинга города

23 ноября 2012 года служба кредитных рейтингов компании Standard & Poor,s подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг Нижнего Новгорода «ВВ» и его рейтинг по национальной шкале «ruAA» с прогнозом изменения рейтингов - «Стабильный».

В обосновании кредитного рейтинга аналитики компании отметили, что «уровень рейтингов города Н.Новгорода поддерживают высокие финансовые показатели, низкий уровень долга и нейтральная позиция ликвидности, обусловленные взвешенной финансовой политикой руководства города».

Объем муниципального долга не превышал объем доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Дефицит бюджета не превышал 10% доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (ст. 92 БК РФ) и составил в отчетном году 9,2 %

Расходы на обслуживание муниципального долга не превышали 15% от  расходов бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ.

Объем заимствований не превышал сумму, направляемую на финансирование дефицита и (или) погашение долговых обязательств.

В заключение, хотелось бы отметить, что в процессе исполнения бюджета 2012 года одновременно решались вопросы:

- реализации решений органов государственной власти, в том числе направленных на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы;

- активного участия в проводимых бюджетных реформах, в том числе  разработка и реализация программы Повышения эффективности бюджетных расходов города Нижнего Новгорода на 2012 - 2014 годы;

- повышения качества бюджетного процесса и исполнения переданных государственных полномочий;

- дальнейшей реализации 83-ФЗ (реорганизация муниципальных учреждений), в том числе повышения качества и доступности муниципальных услуг;

- перехода на электронный документооборот со всеми главными распорядителями средств бюджета с применением электронной подписи, что повлекло сокращение издержек, связанных с осуществлением бюджетного процесса, ужесточение контроля за использованием бюджетных средств.

 

Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц